Игротека. Для деток 6-7 лет.
Только свои дети, те, которых мы учили-растили. Они умны и воспитаны. Они умеют читать и неплохо пишут. Они строят проекции в трех видах любой пирамидки из кубиков и чертят ее же в 3D. У них хорошая мелкая моторика и они блестяще выписывают всякие там крючки-паучки.
Они усидчивы и упорны.
Они на ты с симметрией, прекрасно пересказывают услышанные истории, легко заучивают наизусть стихи, поют песни на английском языке и умеют писать двумя руками.
И вот это блестящее великолепие собралось поиграть.
Хоровод. Оказалось, что ходить в хороводе очень сложно. Нельзя тянуть за руки других людей, например. Нельзя слишком торопиться или наоборот шагать медленно. Нельзя напрыгивать друг на друга или рваться вне своей очереди в центр круга. Прям-таки лишение ребенка всех возможных свобод... Однако. В "хороводе" (конечно, же, мы не просто ходим по кругу, есть множество игр, мы даже половину не успеем освоить) нужно уметь быть внимательным к тем, кого ты держишь за руку. Нужно подстраиваться под общий темп и не наступать на ноги друг другу. Нужно уметь соблюдать очередь и внимательно слушать.
Угадайки всякого рода -и "покажи сказочного героя", и "опиши картинку". Казалось бы, тут совсем нет проблем. Но - как показать корову, чтобы ее легко можно было отличить от овечки, например? Если нельзя издавать никаких звуков? Как не начать скакать по комнате, пока ты ждешь своей очереди?
Как внимательно слушать других и не перебивать их? Нельзя подглядывать в чужие карточки и подслушивать чужой шепот. Если ты выкрикнешь, подглядев, на тебя обидится и тот, кто загадывал, и те, кто старался угадать. А некоторые машут своими картами так заманчиво, что не подглядеть очень сложно. И снова умение - удерживать свои карточки так, чтобы их не видели. И все это - одновременно. И молчать, и не скакать, и не отвлекаться, и не подглядывать, и связно говорить, и подмечать мелочи, когда изображаешь...
Ручеек, золотые ворота и иже с ним..Одно дело - сидеть за столом и слушать задания учителя. И совсем другое - свободно стоять, где хочется (или даже ходить или сидеть) и при этом молча слушать правила игры. И третье дело - выслушав правила, потом по этим правилам играть. Не начать трясти и отрывать руку партнера, когда сказали взяться за руки. Вовремя поднимать и опускать руки вдвоем, то есть успевать договариваться без слов. Успевать ухватить руку, проходя под "воротами".
Не забыть ее ухватить, в конце концов. Двигаться вперед парами, чтобы не было разрывов.
Стоять спокойно, а не подпрыгивать и не дрыгать ногами - это опасно для окружающих. в конце концов. Не обижаться, если тебя не выбирают долго. Не обижаться, если у тебя забирают партнера. Проскакивая под "воротами", никто не пнуть, не толкнуть, не снести с места. Двигаться командой, слаженно. Играть в хорошем темпе, не тормозить. Не орать, чтобы окружающим не закладывало уши.
Мячики. Не кидать в потолок. А хочется! А не кидать, можно этот самый потолок испортить, мяч тяжелый, а еще он может в кого-то отлететь и сделать больно. Уронив мячик, кинуться за ним, никого не покалечив и не уронив. Увидев чей-то мяч рядом, подхватить его и отдать хозяину. Стукая-кидая-перекладывая мячик, не скакать кругами и не мешать другим. Стремиться научиться делать что-то хорошо. Получается ловить двумя руками - учимся ловить одной. Получается одной - берем второй мячик. И это еще и самоконтроль - понять, получается у тебя или нет, самому, без строгой тети над тобой (а строгая тетя в виде меня следит лишь за тем, чтобы мячики не летели ни в чью голову), попробовать сделать еще лучше, помочь товарищу, если ему нужна помощь. Не орать в процессе. Не реветь, если не получается. Не смеяться, если не получается у товарища. Не наступить друг другу на руки. О том, что это еще и развитие внимания, крупной моторики, ловкости, двухполушарного мышления и пр, даже упоминать на буду.
Настолки. Играть по правилам. Ходить по очереди. Молчать. Следить за ходом игры. Успевать перехватывать нужные тебе карточки. Развивать реакцию. Учиться думать наперед и планировать действия.
Разного рода бегалки-прыгалки - в парах, тройках, группах. Быть спортивным и внимательным к товарищу (или товарищам). Глаз не сводить с условной скакалки, чтобы успеть подпрыгнуть вовремя. Бегая спиной вперед, полностью доверить себя товарищу (а это не близкий друг, а просто один из тех, кто пришел на игротеку, и ты его, возможно, впервые видишь) и внимательно подстраиваться под его шаг. Быть чутким по отношению к тому, кто под тебя подстраивается. Не падать на окружающих. Успевать просить о помощи, если это нужно и кидаться на помощь, если зовут.
Игры на бумаге типа крестиков ноликов. Со случайным партнером. Не поссориться. Услышать-понять-запомнить правила. Четко нарисовать на бумаге поле для игры. Принять мысль, что один выигрывает, другой проигрывает, и что ты можешь оказаться и тем, и тем, и это не делает тебя ни хуже, ни лучше. Просто вот в эту конкретную минуту ты сыграл лучше, чем твой соперник. А через минуту лучше сыграет он. Или произойдет смена партнера и вместо выигрышей 15 раз подряд ты 15 раз проиграешь. Поэтому не ликовать от выигрыша слишком громко и поддерживать соперника, если он проигрывает несколько раз подряд. Держать ручку ровно и попадать в клеточки - это уже побочное действие. Не впишешь крестик в клетку - игра не выйдет.
Детская игра. Какая, казалось бы, пустая забава. Основной вид деятельности дошкольников. Не потому, что они тупые и не осилят учебу. А потому что в игре формируются те умения, которые пригодятся детям не только в школе, но и в жизни. Тем более что учителями в игре выступают не взрослые, а другие дети. Играешь не по правилам, жульничаешь, подглядываешь - выгонят из игры. Это тебе не из класса... Играешь очень плохо - не захотят с тобой играть. Очень сильно хвастаешься, если выигрываешь - еще и побить могут...
Современные дети не умеют играть так, как мы еще умели. Сто лет не видела, чтобы кто-то играл "в козла" с мячиком у стены. Или в "кондолы-скованы". Или в "царь-царь сколько время". Или в "колечко". То, что нам казалось естественным, для них - что-то запредельное.
А ведь у каждой игры, помимо развлекательной, есть (как у всякого школьного урока, собственно) еще и другие цели. Познавательная, воспитательная, образовательная, развивающая...И их много. И ребенок решает свои собственные трудные задачи, нарабатывает свои собственные мозоли и шишки, обретает первый опыт успеха/неуспеха, признания/отторжения и, собственно, взрослеет...