“Как твои дела?” Учимся отвечать по-английски формально. “Прекрасно, спасибо”. Но дети почти всегда начинают искренне рассказывать, как у них дела или подбирают свой вариант, наиболее близкий для их состояния. Не все, не всегда, но им часто не нравится “Прекрасно, спасибо”, потому что за этим нет ничего личного, ничего из их жизни, их мира.
И знаете, что удивительно, запоминают лучше именно эти особые слова, которые наиболее близки для них. “Не плохо”. “Не знаю”. “Грустные дела”. Это их предпочтения, их мир.
Одна из взрослых учениц удивила меня взаимным вопросом. “А у Вас как дела?” То есть вопрос, на который любой взрослый привычно ответит формальным ответом, воспринимается искренне, открыто и если поддержать это индивидуальное, уникальное, то открываются двери, завязываются более прочные ниточки, потому что они тянутся, уходят в наши глубины.
Мы преподаем, передаём не просто знание, а знание именно для этого человека, имеющее именно к нему отношение, чтобы это не было – даже математика. “Как тебе этот график? Нравится?” “Давай поменяем условия задачи. О чём у нас будет задача? Стеклянные банки – это тоска зелёная. Как насчёт синих квадратных арбузов?”
Учёба – дело личное, и она возможна только как личное дело. Иначе весь информационный поток пройдёт мимо, не оставив следа. Он должен стать частью ученика, как у древних мастеров меча – они достигают мастерства только, когда меч становится их частью. У этой мысли глубокие корни…