Андрей Донских: Михаил, мы знакомы с тобой очень много лет. Если честно, сразу хочется отметить: настолько энергичного, где-то, порой, эксцентричного, нестандартного, нешаблонного руководителя я в своей жизни, не встречал. Поэтому мы приготовили для тебя ряд таких же нестандартных вопросов. Думаю, ты и сам сможешь посмотреть на себя с новой стороны, отвечая на них.
Можешь ли ты рассказать о своем бизнесе, но при этом уложиться в 10-15 слов?
Михаил Мельников, директор ООО "Современные технологии": Инновационное технологическое серийное предпринимательство на рынке, которого нет. Путем комбинационного взаимодействия через руководителей вещей (маркетинг, производство, НИОКР и т.д.). В принципе, это сейчас управляется даже без офиса.
А.Д: Классно так вывернул! Уверен, зрителям будет интересно расшифровать этот ребус. Отсюда мой следующий вопрос: а каким бы одним словом ты охарактеризовал свой бизнес? Что это должно быть за слово-ассоциация, чтобы оно врезалось в память вашим партнерам, клиентам, сотрудникам?
М.М.: Лоцманское управление.
А.Д.: Офигеть, одним словом, без пробелов?
М.М.: Да! Хэштег #лоцманскоеуправление.
А.Д.: Продолжая мысль. Как ты считаешь, насколько другим людям рядом с тобой непросто быть?
М.М.: Это, безусловно, так. С каждым разом, с каждым днём, с каждым месяцем, с каждым квартальным периодом требования становятся выше. Что-то меняется. Я становлюсь где-то жестче, где-то гибче. Но, поверьте, людям с каждым днем выполнять работу по вчерашним показателям, KPI, стандартам становится все сложнее и сложнее. Мы перезагружались квартал. Проводили реорганизацию. У меня было где-то 2 - 3 недели на осмысление своих целей и задач. Я выпал из операционки. Я так перезагрузился. Теперь возвращаюсь к операционному управлению. Я бы не желал кому-то оказаться на месте моих сотрудников.
А.Д.: Поговорим как раз про команду. Что такого должен совершить потенциальный кандидат, чтобы никогда не попасть в твою команду? Что такого он должен говорить или как он себя должен вести, чтобы никогда к тебе не попасть? И что должен совершить второй кандидат, чтобы попасть в твою команду?
М.М.: Начем с более простого вопроса - со второго. У него должна быть цель, должна быть энергетика. Как раз то, о чем мы говорили. Мы отдельно знаем умных людей, мы отдельно знаем энергичных людей. Но вместе это соединяется крайне редко. Вот тогда получается бомбический эффект. То есть хотя бы какие-то внутренние позывы должны быть.
А, отвечая на первый вопрос: попасть-то можно. Проблема в том, чтобы я за 2 секунды не принял решение “До свиданья”. Как я это делаю, не знаю. Наверно опыт сказывается. Это 20 лет в бизнесе. Проведены тысячи собеседований. Заходит человек, и поверьте, я за две секунды пойму, что он нам не подходит. А потом еще пять минут буду думать, как выйти из ситуации и мягко ему это объяснить. Чтобы у человека не осталось негатива после общения. Это тоже важно.
А.Д.: Ты сказал, что в бизнесе 20 лет. А каков самый долгий срок взаимодействия между тобой и командой?
М.М.: 10 лет. 10 лет я занимаюсь собственным бизнесом, до этого - был наемником. Максимальный срок членов команды во взаимодействии со мной 10 лет. Максимальный срок людей, которые работали со мной на аутсорсе - доходит даже до 20 лет. Человек, которого я взял на работу 20 лет назад, вырос. Сейчас занимает совсем другую должность и занимается другими вещами. Но мы до сих пор взаимодействуем, причем как я приношу пользу его организации, так и он приносит пользу нашим компаниям. То есть, если это брак, то это надолго.
А.Д.: Можешь привести самый яркий пример такого сотрудника?
М.М.: Не могу. Настолько он яркий, что нельзя об этом говорить :)
А.Д.: Окей! Следующий вопрос. Представим, что можно отмотать историю на 20 лет назад. Возникает ситуация, что у тебя появляется выбор заниматься каким-то видом бизнеса, но не тем, чем ты сейчас занимаешься. В какой области были бы твои интересы?
М.М.: С тем опытом, который у меня есть сейчас? Или с тем, который был тогда? Это два абсолютно разных ответа.
А.Д.: Без сегодняшнего опыта и с сегодняшним опытом.
М.М.: Без сегодняшнего опыта… наверно, ответа нет вообще. С сегодняшним опытом - я бы, наверно, раньше занялся общественной деятельностью. Ни в коем случае это не политическая деятельность. Раньше бы начал входить в социум. Мы к этому пришли года 4 - 5 назад. Мы взаимодействуем с общественными организациями не для того, чтобы зарабатывать деньги. Предприниматели, добившись успеха, по крайней мере в случае моей команды, стремятся сделать мир лучше с помощью каких-то продуктов. Мы пытаемся совершенствоваться, объяснить миру, что без этого не жить. Как правило, приходится так, потому что по-другому не понимают.
А.Д.: Ситуация меняется. Возникают разные течения, моменты. Тот же коронавирус...
М.М.: Мы их опережаем… На коронавирус мы не реагируем. Тенденции мы чувствуем интуитивно, даже опережаем их. Сейчас идет тотальная автоматизация. Где мы будем брать людей для работы через 10 - 20 лет? Вот кто раньше это поймет, тот и станет успешнее.
А.Д.: Ну, кто раньше внедрит...
М.М.: Да, внедрит и отстроит! Абсолютно верно.
А.Д.: Чего тебе не хватает в твоих знаниях, в твоем опыте на сегодняшний день? Собираешься ли ты исправлять это в ближайшем будущем?
М.М.: На следующие год-полтора мне абсолютно все понятно. Я не буду учиться. Вот откровенно, вот вообще не буду учиться! Это модная история о том, что я встал в 4 утра, сделал вот это, сделал то, потом пошел на пробежку… это все ерунда. Бизнес на 99% держится не на этом. Бизнес - это когда у тебя в голове есть план на день и ты должен его сделать. Какой ценой - не важно. Ты просто должен поставить галочки. Чтобы напротив фамилии “Мельников” все складывалось.
А.Д.: Известно, что в голове человек может держать семь дел, плюс - минус два...
М.М.: Это у здорового человека )) А мы ведь нездоровые!
А.Д.: Ты говоришь “я в уме держу все задачи”. Важно - неважно, и сразу галочки… Сколько таких крыжиков ты можешь поставить? 30 - 40? Может поделишься своей методикой?
М.М.: Хаос - называется методика. Просто ты пытаешься постоянно вспомнить: мозг тебя возвращает к тому, что ты забыл. Ежедневник, планеры - это хорошо. Люди Битрикс на смартфоны устанавливают, управляют прямо оттуда. Но, а что будет, если завтра это все грохнется? Во-первых, это грохнется совсем. Ну а во-вторых, я считаю, что руководители 1-го и 2-го уровня должны сами научить себя к этому возвращать и быть эффективными. Потому что даже если ему секретарь, помощница не напомнит, это будет узкое место. Человеческий фактор. Он говорит помощнику “запиши”. А помощник не обратился, не напомнил, потому что посчитал, что руководитель слишком занят или какие-то еще другие причины могут быть. А когда твой мозг сам на это настроен, ему не убежать.
А.Д.: Хорошо, блокнотами не пользуешься?
М.М.: Пользуюсь. Вот есть какой-то важный день для меня, я начинаю какой-то вид работ. Я могу что-то написать в блокноте, накидать дорожную карту, состоящую из 7-ми направлений. Это те следующие 72 часа, которые действительно важны. Но это разовая история. Если я понимаю, что что-то начинает лететь - все летит в урну сразу же. Я работаю уже на автомате. Да, чтобы просмотреть - надо нарисовать, но когда оно уже нарисовано, смысла в этом больше нет.
А.Д.: Представь, тебе пришлось покинуть компанию на год и оставить своим подчиненным и коллегам только один абзац текста в качестве указаний. Что бы ты им написал в качестве напутствия?
М.М: Первое: команду беречь. Попытайтесь всегда вместе договариваться. Если уж не договорились совсем, надо иметь такую авторитарную власть, такую ракету, которая способна… Что делает предприниматель? Падает один замок. Он даже еще не упал, даже падать не начал. Но ты понимаешь, что замок сейчас упадет и рядом начинаешь строить новый. Лучше, красивее, выше, сильнее. Как ГТО. Это тот случай, когда можно не договариваться. Но для этого нужно иметь железную волю. Во всех остальных случаях команде необходимо договариваться.
Вообще люди - самый ценный ресурс. Потому что в проекте могут быть потерянные деньги, потерянное время. Если мы уволим человека, то придется искать другого, придется его обучать до того уровня, пока он способен войти, потом обучать продукту. Потом вместе с ним пройти, чтобы он понял, что он часть вот этого… И пока мы все это прошли, мы потеряли столько времени, что за это время мы могли, пусть не с оптимальными ресурсами, но достичь результата. К сожалению, люди это понимают очень поздно.
У меня была недавно ситуация, откуда все эти переживания. Если бы мне было 25, я бы с человеком не стал возиться. Мы находим выход из ситуации и это очень важно. Абсолютно прагматично, но все на фоне того, что мы в компании друг другу эмоционально приятны, и компания перспективна для сотрудников. Просто такое бывает. Ничего страшного. Я просто даю оценку своим действиям. Но если бы мне было 25, я бы просто уволил.
А.Д.: Есть ли у тебя какой-то принцип, правило, кредо, которому ты следуешь?
М.М.: Ну, наверно все-таки справедливость. В широком смысле слова. Если человек не заслужил или ошибся без умысла, то ничего страшного. Если человек заслужил, то...
А.Д.: ...То надо наказать по всей справедливости?
М.М.: Да-да. Но это не в смысле “пойти и наказать”. Я бы тут учитывал жизненные понятия, базовые, ядерные ценности, которые у меня сформированы. Справедливость оттуда идет. Она у каждого будет своей. Я готов реально потерять деньги, но сохранить команду, продукт, рынок. Я готов работать в убыток. В прошлом году у меня была ситуация, когда мы реально готовы были работать в убыток. Одна схема не срослась, но она открыла нам другие горизонты. Хотя на уровне рентабельности, возможно, где-то бы принесла операционные убытки. Но она дала огромные возможности. У некоторых моих коллег с правом голоса это вызвало непонимание. Но или “ноль на ноль - это ноль”, или с этого рынка мы должны уйти. Но совокупно: мир изменился. Нет больше отношений “продавец - покупатель”. Информация стала настолько доступна, что иногда рынок, на котором происходит минус, дает тебе общую подсветку товаров, что на других рынках с нормальной маржой это будут брать.
Люди пока еще это не понимают, осознание не произошло. Но я думаю, один или два года - и всё. Потому что люди сайты перестали делать. У нас количество услуг на создание сайтов в прошлом году упало почти до нуля. Люди делают страничку в Инстаграме и все, поехали.
А.Д.: Чтобы ты пожелал людям, кто хочет заниматься бизнесом? В нескольких тезисах.
М.М.: В сентябре прошлого года в субботу я встал в 5 утра - ночевал на Каме. Поехал до Ижевска, в детский лагерь “Дружба” прочитать детишкам лекцию. Вот точно такой же вопрос задали. Ответ был: “Не бздите”. Все остальное ерунда. Люди просто бояться думать, формировать у себя какие-то цели, задачи. И еще из этого в продолжение - мы спорили, озвучивали: невозможно вытащить человека из зоны комфорта. Все действия 99% людей на планете направлены на возвращение в зону комфорта. В том плане, что “мы хотим заняться бизнесом, чтобы заработать денег за продукт и войти в зону комфорта”. Так не бывает. Как только люди туда начнут входить, случается еще что-то. Это как раз та ситуация, когда путь Джедая, важнее результата Джедая. Вот, собственно говоря, и совет - не ждите. Так что господа, желающие начать заниматься бизнесом: не ждите. Там никогда не будет спокойно! И это нормально абсолютно. Чем раньше вы это поймете, тем меньше вы совершите ошибок.
Еще больше полезной информации на donskih.ru