Найти тему
Музейные истории

О пилоте Геннадии Пашнине, который полетел воевать на собственном самолете

Если ты, военный летчик, уже несколько лет просишься на фронт бить фашистов, а тебя и слушать не хотят, то пора покупать собственный самолет и двигать на войну своим ходом. Именно так рассудил уралец Геннадий Пашнин, когда в 1944 году на пару с товарищем приобрел «кукурузник» По-2 и тем покрыл себя славой.

Летопись этого интереснейшего, но малоизвестного эпизода Великой Отечественной войны изложена в документах, хранящихся в фондах Государственного исторического музея Южного Урала. К сожалению, кое-чего недостает: например, фотографии самого Пашнина. Но данных достаточно, чтобы в целом реконструировать ход событий.

Как следует из характеристики, Геннадий Иванович Пашнин был уроженцем Магнитогорска. Видимо, он с юности болел небом, потому что после семилетней школы поступил в аэроклуб, а затем — в Высшую парашютную школу ОСОАВИАХИМа, которую окончил в 1936 году. Спустя три года его призвали на военную службу и направили на Дальний Восток пилотом 164-й отдельной авиационной эскадрильи связи 10-й воздушной армии. Именно там в 1941 году он и встретил весть о начале войны с гитлеровской Германией.

Несколько лет Пашнин безуспешно просил направить его в действующую армию, пока наконец не решил купить собственный самолет и воевать на нем добровольцем. Вместе со своим штурманом Акрамом Салахутдиновым 4 мая 1944 года он внес в Фонд обороны СССР 46 тысяч рублей на покупку самолета По-2, о чем свидетельствует справка Госбанка.

Много это или мало для того времени — 46 тысяч? К примеру, простой рабочий в союзной промышленности в 1944 году получал среднюю зарплату 573 рубля. Жалование сержанта в армии составляло 440 рублей, а лейтенантский оклад равнялся 750 рублям. При этом покупательная способность советских денег в годы войны, как ни странно, существенно не упала по сравнению с довоенным временем, но касалось это только нормированных товаров. Скажем, в 1942 году бутылка водки по карточкам стоила в Москве 30 рублей. Но был и свободный рынок, где действовал закон спроса и предложения. Там та же бутылка водки могла стоить 400-500 рублей, а булка ржаного хлеба 150-200 рублей. Как бы то ни было, 46 тысяч были довольно внушительной суммой. С другой стороны, военный даже не в очень высоком чине, но на полном довольствии, вероятно, вполне мог накопить такую сумму в течение нескольких лет.

Итак, Пашнин и Салахутдинов купили самолет и в июне вылетели из Хабаровска на фронт. Сразу в нескольких документах отмечается, что сделали они это с разрешения товарища Сталина. Например, в этой справке:

-2

Если это не бюрократический штамп, в соответствии с которым все в Советском Союзе происходит с разрешения товарища Сталина, то, возможно, Геннадий Пашнин действительно вышел на генералиссимуса, когда не добился желаемого у своего непосредственного начальства.

Прилетев на войну, экипаж Пашнина влился в состав 33-й эскадрильи связи 3-го Белорусского фронта. Тут следует сказать несколько слов о самолете, на котором воевал наш герой.

По-2 (или У-2 до 1944 года) — это обычный биплан-«кукурузник». Он был крайне прост по своей конструкции, легок в управлении, надежен и мог взлететь хоть с поля. Благодаря этим качествам он стал настоящей рабочей лошадкой советской авиации в годы войны. Легкий штурмовик, ночной бомбардировщик, самолет-разведчик, самолет санавиации, самолет связи, транспорт снабжения, заброска десанта — вот только часть его разнообразных функций. Несмотря на скромные летные характеристики, По-2 был крайне трудной мишенью для немецких истребителей: из-за его низкой скорости асы люфтваффе просто не успевали взять его не прицел.

Геннадий Пашнин и Акрам Салахутдинов совершили на своем самолете 449 боевых вылетов (по другим данным более 1200). В том числе шесть полетов к переднему краю для доставки радиостанций, десять полетов по доставке батарей для радиостанций и три ночных полета по доставке шифровок.

За безупречное выполнение боевых заданий и отсутствие летных происшествий Геннадий Пашнин был награжден орденом Отечественной войны ІІ степени и орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией».

После победы самолет Геннадия Пашнина под номером 7485 был передан в Фонд обороны.

chelmuseum.ru