Найти в Дзене
Territorio mentis

Таджикистан. В тысячах метров над уровнем моря

Живописная страна, представляемая взору читателя, хранит в себе множество тайн и загадок. Почти вся её территория, а именно 93%, покрыта горами, что накладывает определённый отпечаток на жизнь и традиции людей её населяющих. Суровая красота горных вершин, потаённые уголки первозданной природы, архитектурные сокровища, такие как древние крепости и башни, мечети и мавзолеи, славные на весь исламский мир, самобытная национальная культура и творчество. Всё это объединяет в себе Таджикистан, о гостеприимстве и богатстве которого ходят легенды.

Взгляд в ретроспективе

Большинство жителей бывшего Советского Союза помнят Таджикистан, в первую очередь, по самым высоким точкам «необъятной Родины» – пикам Ленина (ныне пик имени Абу али ибн Сины) и Коммунизма (Исмаила Самани). Также в памяти всплывает песня Юрия Визбора об оставленном в Фанских горах сердце и эстрадный хит Аиды Ведищевой о солнечном Душанбе, где «звонкие арыки и древние чинары».

-2

Люди, сведущие в астрономии, скажут, что Таджикистан – не только страна, но и одна из малых планет Солнечной системы. Это небесное тело, находящееся в 250 млн. км от Земли, между Юпитером и Марсом, получило своё название за вклад таджикских учёных в развитие мировой астрофизики. Таким образом, во Вселенной известно как минимум о двух Таджикистанах.

Можно также отметить, что рассматриваемая нами страна с одной стороны достаточно молода: в сентябре 2018-го она отметит 27 лет своей независимости. С другой – известно, что первые государственные образования на территории современного Таджикистана появились ещё до нашей эры; назывались они Бактрия и Согдиана.

Были времена, когда эта земля входила в состав персидской державы Ахеменидов, государства Селевкидов, Греко-Бактрийского и Кушанского царств, Арабского халифата, государства Сельджукидов, Золотой орды, империи Тимуридов, Кокандского ханства и Бухарского эмирата.

Значимое место в местной истории занимает таджикское государство Саманидов, образовавшееся в конце IX века. Наибольшего могущества оно достигло при правителе Исмаиле Самани, в честь которого названа национальная валюта Республики Таджикистан. Ему же на главной площади столицы установлен памятник.

В период своего наивысшего расцвета таджикское государство простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа и его язык стал господствующим.

Столетнее правление династии привело к расцвету городов, ремёсел, развитию земледелия, торговли и горного дела. На азиатском континенте это было время, сравнимое с европейской эпохой Возрождения, которое дало миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидско-таджикской поэзии Абу Абдулло Рудаки, создатель бессмертной поэмы «Шах-наме» Абу Абулькасим Фирдоуси и всемирно известный учёный-энциклопедист Абу али ибн Сина (Авиценна).

Но постепенно феодальные распри и частые набеги кочевников расшатали и ослабили саманидское государство, которое в 999 г. пало под ударами тюркоязычных племён.

Праздники с цветочным ароматом

В отличие от народов других государств Центрально-Азиатского региона, имеющих тюркские корни, жители Таджикистана относятся к персидской этнической группе. И если рассматривать традиции таджиков, то окажется, что в чём-то они во многом схожи с традициями их соседей из Узбекистана и Кыргызстана. Но есть и такие вещи, которых не увидишь нигде, кроме как в Стране гор.

Жёлтые подснежники
Жёлтые подснежники

К примеру, где ещё встретишь такое трогательное национальное торжество, как праздник первых подснежников. В своём названии он не однороден; в регионах Таджикистана его именуют по-разному. На Памире это «Гулгардони», в Согдийской области – «Бойчечак», на юге республики – «Гули сияхгуш». Но как бы праздник не назывался, отмечают его повсюду одинаково.

Первые крошечные хрупкие цветы считаются неоспоримым вещественным доказательством того, что весна, действительно, пришла. И появление подснежников испокон веков служило для таджиков поводом к всеобщей радости.

Как правило, в горы на поиск цветов направляются стайки ребятишек. И первый, нашедший подснежник, считается настоящим везунчиком. Далее дети, нарвавшие цветов, несут их своим матерям, сёстрам, учителям – всем женщинам кишлака, как символ возрождённой жизни, молодости и красоты. Те в свою очередь, принимая подарок, прикладывают подснежники к глазам и благодарят Всевышнего за дарование весны, а детей угощают сладостями, фруктами и выпечкой.

Затем в каждой семье готовят традиционный плов, носящий название «Оши бойчечак». Отведать его за дастарханом собираются все родные и близкие.

Другой исконно таджикский праздник отмечается на исходе весны и называется «Сайри лола» – праздник тюльпанов. С наступлением тепла горы покрываются зелёным ковром, в который вкрапляются красные, розовые и жёлтые головки прекрасных бутонов. Их цветение совпадает со временем сбора первого урожая, а значит, стол должен ломиться от всевозможных яств. Среди них обязательно будет большое блюдо с пловом, ароматная самса с зеленью и румяные лепёшки.

Тюльпаны
Тюльпаны

Праздник сопровождается песнями, танцами и народными играми. Также в этот день молодёжь приводит в порядок окрестности учебных заведений, сажает цветы и деревья.

В этом контексте стоит отметить, что именно Таджикистан считается родиной тюльпанов. И в своё время луковицы этого цветка были перевезены в Европу, где получили высокую оценку в прямом и в переносном смысле. Достаточно вспомнить, что произошедший в Нидерландах в 30-х годах XVII века ажиотажный спрос на луковицы цветов породил так называемую «тюльпанную лихорадку», когда за одну единицу товара пестролепестного сорта давали более тысячи гульденов.

Игры далёких предков

Ни одно торжественное мероприятие, будь то общенародное гуляние или семейный праздник, вроде свадьбы, не обходится в Таджикистане без народных игр. Без них торжество – всё равно, что еда без соли.

В состязаниях могут принимать участие и взрослые и дети. Последние демонстрируют своё мастерство в таких играх как бодбаракпаррони и лалакпаррони (запуск летучих змеев), чиллак (игра в чижики), лянок (занятие свободных кругов), ошукбози (игра в мослы), аргамчинбози (перетягивание каната) и другие.

Взрослые же могут продемонстрировать свою силу и ловкость, например, в такой зрелищной игре как бузкхаши («козлодрание»). Это конноспортивное состязание, известное ещё со времён Чингиз-хана, не утратило своей популярности и доныне не только в Таджикистане, но и во всей Центральной Азии.

Бузкхаши
Бузкхаши

Изначально игра содержала минимум правил. Участникам из двух соревнующихся команд нужно было как можно быстрее поднять тушу козла («улак») с земли или отобрать её у соперника и завезти в свои ворота. Всё это нужно проделать за определённый промежуток времени как можно большее число раз на игровом поле длиной в 300-400, а шириной в 20-30 метров.

Раньше сыграть в бузкхаши съезжались семейными кланами, целыми кишлаками или даже районами. При подобных обстоятельствах на поле могли собираться сотни наездников, и зрителям уследить за ходом спортивной баталии было несколько проблематично. Поэтому сейчас команды формируются из 4-5 человек, и каждый из них получает возможность проявить себя в силовом единоборстве.

Нынешние правила запрещают участникам игры привязывать «улак» к седлу или к себе, сбивать с ног лошадей соперников, пугать их, отгонять, удерживать, бить нагайками, поднимать на дыбы. Плеть разрешается использовать только в отношении своей лошади.

Другое распространённое состязание таджикских джигитов называется чавгонбози и представляет собой конное поло.

Смысл игры заключается в том, чтобы на полном скаку лошади с помощью длинной деревянной клюшки загнать деревянный мяч в ворота противника. «Матч» ведётся в очень быстром темпе на площадке, размеры которой не превышают 200х120 м. Соревнуются две команды всадников, каждая из которых состоит из 6 верховых – по 4 нападающих и 2 защитника.

Игра достаточно сложна технически: участникам приходится часто и резко менять направление движения, мгновенно останавливаться, а потом рывком набирать скорость. Не стоит и объяснять, что для этого нужен не только полный контакт с конём и уверенная посадка в седле, но и ловкость, мужество и отличный глазомер.

Также, говоря о национальных играх, нельзя не вспомнить об ещё одном виде состязаний, собирающем тысячи зрителей. Это таджикская борьба гуштингири, имеющая древнюю историю – более 2 тыс. лет.

Борцы выходят на ковёр в национальной одежде: в халате с мягким поясом. Хват соперника можно осуществлять за халат, рукав, отворот халата, пояс, но не ниже него. Тут нужно уточнить, что для таджикской борьбы характерны «ударные» захваты, которые кроме этого вида больше нигде не практикуются.

Мастера гуштингири
Мастера гуштингири

Схватки обычно проводятся в быстром темпе, изобилуют подножками, подсечками, подкатами и бросками с захватом пояса. Победителем объявляется тот, кто сумел провести приём так, чтобы соперник упал спиной вниз (засчитывается даже касание ковра одной лопаткой).

При проведении соревнований, по традиции, в первых схватках участвуют дети, затем – подростки и только потом на ковёр выходят именитые спортсмены. Мастеров гуштингири в Таджикистане уважительно называют «палванами» – богатырями. Они пользуются в народе особым уважением, и считается большой удачей заполучить на своё мероприятие чемпионов этого вида спорта.

Кстати, упоминание о борьбе, в которой используется поясной захват, есть в ранее отмеченной поэме Фирдоуси: в ней говорится о схватке двух исполинов – Рустама и его сына Сухраба. Во время этого поединка отец убил сына, которого он не узнал.

Песня для избранного круга

В Таджикистане говорят: если бессмертная поэма «Шах-наме» – вершина поэзии, то пик музыкального творчества – это шашмаком. Эти вокально-инструментальные произведения считаются элитарным искусством и прежде исполнялись исключительно во дворцах эмиров. Некогда даже существовал запрет на пение шашмакома для простолюдинов.

Ансамбль шашмакомистов
Ансамбль шашмакомистов

Рассказывают, что в то время, когда часть современной территории Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата, у эмира Алим-хана был любимый придворный певец Леви Бабаханов. Однажды правителю доложили, что его «менестрель» исполнил шашмаком в кругу своих друзей. За такую дерзость эмир приказал схватить Леви и казнить. После этого артисту пришлось уйти в бега и 8 месяцев скрываться от представителей власти. Но, в конце концов, эмир соскучился без своего любимца и отменил жестокий указ. После чего певец вернулся на прежнее место, где продолжил услаждать слух своего повелителя и вне стен дворца шашмаком больше не исполнял.

Какие бы суждения не возникали после этой истории, но доля рациональности в ней есть. Дело в том, что музыка шашмакома и сейчас предназначена не для всех. Истинные её ценители должны как минимум разбираться в высокой поэзии.

Исполнение шашмакома
Исполнение шашмакома

В дословном переводе шашмаком – это шесть макомов (ладов). Макомом же называется многочастная вокально-инструментальная сюита, которая обычно исполняется в сопровождении дойры (тип бубна), дутара и танбура (струнно-щипковые инструменты). Попросту говоря, это песня, состоящая из 25-30 газелей и длящаяся от одного до полутора часов. Кому-то её мелодия покажется грустной и, возможно, заунывной. Но к такой интонации исполнителей обязывает тема. Стихотворной основой для шашмакома служат произведения классиков таджикско-персидской поэзии, таких как Хафиз, Саади, Джами и т.д. Эти песни о великой любви, в том смысле как её понимали суфии, даже в воспевании женской красоты обращавшиеся к богу.

Шашмакомисты в Таджикистане не оставались без дела ни в советский период, ни в новейшей истории. Достаточно сказать, что в 60-е годы XX века в республике был издан пятитомный труд, посвящённый шашмакому. В нём местные учёные-музыковеды собрали всю научную информацию и описали классические формы исполнения.

-9

Приверженность традициям выразилась, что в 2000 году в Таджикистане был учреждён День шашмакома. С тех пор он отмечается ежегодно 12 мая.
А в 2002 году в республике открылась Академия макома, собравшая в своих стенах лучших выпускников местных консерваторий.

Примечательно то, что обучение здесь происходит по принципу «устод – шогир» (мастер – ученик). Именно такая система на протяжении многих столетий обеспечивала преемственность базовых знаний в этом виде музыкального искусства, когда навыки передавались буквально из рук в руки.

Место для отдыха души

Если Китай считается признанной родиной чая, то Таджикистан может смело претендовать на звание родины чайханы («чайный дом», «чайная комната»). И это вовсе не аналог европейского кафе.

Чайхана – это своеобразный мужской клуб, так как согласно местным традициям посещать заведение женщинами не принято. Здесь представители сильного пола всех возрастов обсуждают новости, делятся впечатлениями, заключают сделки и, наконец, просто пьют зелёный чай, спасаясь от полуденного зноя. В связи с этим в Таджикистане даже бытуют шутки вроде такой: зачем тратиться на газеты, если все свежие новости можно узнать за завтраком в чайхане?

-10

Учитывая, что лето в Стране гор, в особенности на равнинах, достаточно жаркое, «чайные дома» строят здесь, как правило, в живописных местах, на берегу уютного водоёма или под раскидистыми кронами многолетних деревьев, что бросают тень на полноводный арык.

Встретить чайхану можно не только в крупных городах, но практически в любом (даже небольшом) кишлаке. Причём каждый чайханщик стремится придать своему заведению особый колорит. Так что некоторые здания и помещения можно по праву назвать настоящим произведением искусства. Художественная лепка, резьба по дереву, причудливые росписи превращают обычное с виду строение в уникальное произведение архитектуры.

Тут вспоминается такой шедевр восточного зодчества, как чайхана «Хуррамшахр», что в Дангаринском районе Хатлонской области. Здание скорее похоже на дворец и состоит из нескольких малых и больших залов, каждый из которых украшен в своём стиле. А особую пышность интерьеру придаёт паркетный ансамбль с ажурными орнаментами, выполненный из разнообразных по цвету и текстуре пород дерева. Площадь «Хуррамшахр» около 2,5 тыс. м², и это самый большой «чайный дом» в мире. Одновременно в нём могут расположиться 400 человек, а с учётом прилегающих беседок – и того больше.

Чайхана "Хуррамшахр"
Чайхана "Хуррамшахр"

В классической же чайхане народу немного, большинство знакомы друг с другом, и вся атмосфера здесь располагает к общению. Приятно спрятаться в знакомых стенах от городской суеты, облокотившись на мягкие подушки. А приятная компания, спокойная музыка и разлитый в пиалы душистый чай быстро настроят чувства на нужный лад.

Кстати, роль чайханщика в происходящем отнюдь не сводится только к завариванию чая и доставке чайников на столы клиентов. Нет. Хозяин заведения – это прежде всего дирижёр общего настроения. Он следит за тем, чтобы не возникало конфликтов, а в случае повышения градуса в споре гостей всегда готов погасить назревающую ссору.

Впрочем, не надо недооценивать и процесс приготовления чая. Ведь это не просто заливание листьев кипятком. Чайханщик и здесь демонстрирует своё искусство. Ведь плохо заваренный чай может запросто привести к оттоку посетителей. И тогда слава о плохом чайханщике быстро распространится по округе.

Приготовление горячего напитка происходит следующим образом. Сначала чайник ополаскивают кипятком, чтобы согреть его. После насыпают заварку и заливают её. Считается, что первая вода смывает пыль с чайных листьев; поэтому она идёт на слив. Второй раз чайник особым способом (покачивая) наполняют кипятком. Затем чай «женят», то есть заполняют напитком пиалу и выливают его обратно в чайник. Так делают три раза, чтобы заварка хорошо распарилась, раскрыла аромат и вкус. Чаю дают немного отдохнуть и лишь после этого подают гостям.

Одним из неизменных атрибутов чайной церемонии в Таджикистане является такой аксессуар, как чойникпушак (колпак для чайника). Он представляет собой ватный футляр для сохранения посудой тепла. Такие колпаки, состоящие сверху из ткани с вышитым орнаментом, а изнутри из утеплителя – хлопкового волокна имеются практически в каждом таджикском доме, причём по несколько штук. Есть праздничные чойникпушаки для особых случаев, есть повседневные, менее маркие. Интересно то, что на некоторых чайных колпаках сделана особая вышивка, напоминающая красный перец. В прежние времена считалось, что он отпугивает злых духов.

В плену восточного гостеприимства

Восточная поговорка гласит: «Гостя в дом приводит Аллах, а когда ему уходить решает хозяин». Убедиться в том, что пришедший в дом таджика путник ниспослан ему небом, довелось многим иностранцам. Все они в один голос утверждали, что были приняты как родные. При этом им довелось познакомиться с особенностями таджикского быта и этикета.

-12

Полезно знать, что для принятия трапезы здесь садятся на пол, застеленный ковром и курпачой – специальными матрасами, набитыми очищенным хлопком. Но, удобно расположившись, не принято лежать или сидеть с вытянутыми вперёд или в сторону ногами.

За дастарханом – скатертью, постеленной на полу – вначале проводится обряд хвалы богу и приветствия гостя. В конце застолья этот ритуал повторяется. Все сидящие за дастарханом поднимают перед собой обе ладони и после слова «Омин!» («Аминь!») опускают их на лицо. Это чисто таджикский национальный обряд, отличающийся от религиозного тем, что при его совершении упоминается гость.

Далее самый младший из хозяев разливает чай. Причём первую пиалу он обязательно нальёт не кому-то, а себе. Таков обычай: чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда.

-13

Есть при разлитии чая и ещё один нюанс. Чем более уважаем гость, тем меньше чая в пиалу ему нальют. Это делается для того, чтобы vis-à-vis как можно чаще обращался к хозяину дома за свежей порцией и тот, в свою очередь, имел бы возможность выказать ему максимум внимания. А вот если посетитель в доме нежелательный, то ему сразу нальют полную чашку чая, чтобы тот всё понял и поскорее ушёл из дома.

Для званого же гостя таджики обязательно приготовят фирменное национальное блюдо – плов. И у очага по традиции будет трудиться глава семьи, так как несмотря на то, что количество продуктов для яства невелико, чтобы оно пришлось всем по вкусу необходимо умение, а также… хорошее настроение повара. Ведь как гласит народная мудрость: «Хорошему плову нужен жаркий огонь, казан, рис с мясом и любовь». Только при наличии всех этих составляющих ни мясо не подгорит, ни рис не разварится.

Говорят, что существует столько видов плова, сколько городов в мусульманском мире. В Таджикистане, например, знают о нескольких десятках разновидностей этого блюда. В разные рецепты включаются такие ингредиенты как мясные фрикадельки, вяленое мясо, домашняя колбаса и даже айва, яблоки и дыня.

-14

Техника готовки традиционного «оши палов» (плова) известна каждому таджику, так как это часть национальной культуры.

Сначала готовится «зерба» – смесь из мяса, лука, моркови и специй. В некоторых регионах добавляют «баргеток» (голубцы из виноградных листьев), «казы» (колбасу из конины), бараний жир, чеснок, грибы, фрукты и сухофрукты.

Когда мясная часть готова, сверху ровным слоем выкладывается рис, который заливают водой. Многие любители плова отдают предпочтение крупе сорта «Девзир». Но истинные гурманы выбирают таджикский рис «Кенджа». Опытный повар знает, что поверхность зерна должна быть ребристой. Такой рис будет хорошо вбирать в себя жир, воду и аромат специй.

-15

Когда зерно впитает практически всю воду, котёл накрывают крышкой, и плов оставляют томиться ещё 20 минут, после чего подают к столу.

Кто же мог предположить, что любовь к национальному блюду рано или поздно трансформируется в большой праздник? Но как бы то ни было – уже несколько лет подряд раз в год в городе Худжанде проходит Фестиваль плова, на который съезжаются повара со всей Согдийской области, чтобы удивить гостей своими рецептами.

В парке, рядом с худжандской крепостью, устанавливают до 40 котлов, в которых за раз помещается пол тонны риса. Всё это предназначается для угощения гостей фестиваля.

Золотой отблеск души

Как говорят предания, определяя таджикам место на земле, Аллах щедро оделил их землю полезными ископаемыми. И, действительно, по содержимому недр Таджикистана вполне можно изучать таблицу Менделеева. Здесь представлены золото, серебро, цинк, свинец, медь, уран, железо, марганец и др.. Имеются месторождения угля, газа, нефти, мрамора, строительных материалов.

Но, как шутят сами таджики, наряду с обилием природных даров Всевышний также позаботился также и о том, чтобы они не давались в руки людям слишком легко. И, действительно, добыча здесь грамма золота или тонны руды требует огромного труда.

Но так было далеко не всегда, если иметь в виду то же золото. Как отмечено в документах, некто П.А. Журавко-Покровский вместе со своим братом в 1896 году получил разрешение на разработку золотых россыпей в пределах Бальджуанского бекства (ныне Бальджуванский район Хатлонской области). При этом, учитывая достаточно примитивные по нынешним меркам технические средства, средняя годовая добыча с участка составила 4,3 кг, а в некоторых районах реки Пяндж – 7 кг золотого песка.

О том, что золото в Таджикистане начали добывать около 2 тыс. лет назад, свидетельствуют следы сохранившихся древних старательских отработок в Дарвазе, Центральном Памире и в Карамазаре. Да и река Зарафшон («Золотоносная»), по-видимому, не зря получила своё название.

Упоминание о самых крупных находках Аурума имеется в труде великого среднеазиатского учёного Абурайхона Аль Бируни (973-1048 гг.). В нём сообщается, что в ущелье горной области Рашта, нынешнем Каратегине, был обнаружен золотой самородок весом 80 ратлей – 32 кг 430 гр. Другой самородок весом 24 кг 360 гр. найден в ущелье Шах-Вахана (Южный Памир).

Однако поверхностные россыпи истощились уже в средневековье, и последний крупный самородок золота весом 225 гр. попал в руки работников горно-обогатительного комбината «Таджикзолото» в 1988 году при разработке россыпей Дарваза.

Тем не менее, в настоящее время на территории Таджикистана известно 218 месторождений золота, общий запас которых, по данным геологов, оценивается в 429,8 тонн.

Не удивительно, что множество легенд этого края связаны с драгоценным металлом. Одна из них имеет отношение к ущелью Зимчуруд, что в Варзобском районе. Говорят, что последний эмир Бухары Сейид Алим-хан, когда бежал в 1920 году от наступающих частей Красной Армии, закопал значительную часть своих сокровищ здесь, в верховьях потока Зимчуруд. Именно этим местные жители объясняют то, что вода в ручье имеет золотистый оттенок, и когда берёшь её в ладони, возникает ощущение, что держишь жидкое золото.

Услышав это предание, находятся и такие неленивые люди, что обзаводятся металлоискателями и лопатами и отправляются в ущелье на поиски эмирского клада.

Но погоня за «золотым тельцом» – дело авантюрное и неблагодарное. Куда ценнее оказывается другое золото: то, что содержится в словах, в глазах и поступках. И если говорят «человек – золотые руки», то это вовсе не о кладоискателе, которому улыбнулась удача. Так что другого – нематериального – золота в Таджикистане в избытке.

В местной культуре такие качества как гостеприимство, смиренность и уважение считаются главными добродетелями. Здесь люди, невзирая на возраст и пол, обращаются друг к другу на «вы»; здесь нет ни одного дома престарелых, потому что забота о родителях – святой долг детей; здесь матери с детства прививают дочерям любовь к кулинарии и домашнему труду, а дети в семье беспрекословно подчиняются взрослым и с малолетства приучаются к работе. Здесь в цене слово, не расходящееся с делом, и дружба, что превыше любых денег. И отношение таджиков к друзьям лучше всех – ёмко и лаконично – описал классик персидско-таджикской поэзии Рудаки:

«Нет в этом мире радости сильней,

Чем лицезренье близких и друзей.

Нет на земле мучительнее муки,

Чем быть с друзьями славными в разлуке».

Вам могут быть интересны статьи:

-16