Найти тему
Фактура текста

Тексты ничего не стоят: о чем спорят в издательстве «ReadРед»

Генеральная дискуссия последних месяцев в нашем издательстве касается скорее текстовой природы. Мне действительно интересно, случился ли уже качественный перевес в сторону оголтелого маркетинга, или все остается на прежнем уровне. Я имею в виду, что читатели покупают хорошие тексты, а не косноязычные проекции кумиров. Потому что периодически мне намекают, что я уделяю текстам слишком много внимания.

Фото автора Expect Best: Pexels
Фото автора Expect Best: Pexels

Многие люди, популяризирующие идеи, стали известны благодаря своему исключительному ораторскому таланту. Гениальные риторы, они находили точные слова и расставляли их в идеальном порядке. Их интонации, стиль, ритм позволяли говорить о сложных вещах, но доступно и правильно. Я помню, как в университете с удовольствием посещал занятия преподавателей-импровизаторов, один и тот же материал каждый раз раскрывающих по-разному, и без зазрения совести прогуливал пары, на которых диктовали под под запись и с листка.

В какую сторону движется нон-фикшн сейчас, когда каждая отдельная личность набирает свою аудиторию и становится Средством Массовой Информации? Какую роль здесь играет текст? Создает ли текст портрет или является лишь броской деталью блогероского макияжа? Для этого нам необходимо разобраться, какое социальное место текст занимает сегодня.

Еще несколько лет назад в интернете не было текстовой конкуренции. Классические СМИ все еще довлели над интернетом, а биржи копирайтинга штамповали бесконечные тухлые однотипные тексты с ключами прямого вхождения типа: «Меня всегда интересовало, как открыть пиво без открывашки» и уже в следующем абзаце «И вот однажды ко мне подошел Леха из соседнего подъезда с вопросом «Как открыть пиво без открывашки?». Вся «статья» подкреплялась добротным выводом, который стартовал с вопроса и мгновенного ответа «Как открыть пиво без открывашки? Очень просто!» Это была эра борьбы за первую десятку в ТОПе запросов Yandex`а. Что изменилось, когда интернет, наконец, победил телевидение?

Фото автора Rene Asmussen: Pexels
Фото автора Rene Asmussen: Pexels

Во-первых, в интернете нужно больше читать и писать, чем на телевизоре. Во-вторых, интернет не требует высокой скорости внимания, позволяя уделить материалу столько времени, сколько требуется. Уже эти два фактора просто переворачивают текстовый обиход в интернете. В изданиях начинается гонка за талантливыми редакторами, а из поисковых запросов исчезают СЕОшные тексты с убогими ключами. Начинается борьба за оригинальность, а не уникальность. И это — новый виток нон-фикшн. Потому что сейчас мы наблюдаем настоящий ренессанс журналистики.

Я думаю, что любой разговор о книге и авторстве начинается с вопроса о тексте. Я уверен, что нет ничего плохого в том, что человек, годами нарабатывая опыт в одной сфере, не приобрел его в другом. Вы, может быть, гениальный летчик и мечтаете рассказать об этом. Однако белый лист превращается в стену писательского тупика.

Мы — команда единомышленников, которые болеют за качество текста. Мы не ждем, что к нам придут гениальные рукописи, но сами доводим их до нужного уровня. Потому что текст, который увлекает, который ведет читателя до последней буквы, чтобы он затем вернулся к первой и повторил свой путь — это уже не помада в маске из Instagram. Это — настоящее лицо, за которое не стыдно.

«ReadРед» — издательство, которое ищет таких писателей. Мы сами становимся их талантом. Вместе мы дарим миру новые шедевры.