Найти тему

Механизм толпы. Психолог о травле россиянина из-за коронавируса

Россиянин Давид Бероев накануне рассказал о травле на него, которая началась в социальных сетях. У молодого человека, вернувшегося из Италии, выявили симптомы коронавируса.

"МехаЗапаниковавшие соотечественники обрушили на парня шквал негодования. И надо сказать, что это не первый случай в нашей стране. Ранее нечто подобное случилось в Тюменской области, где была организована карантинная зона для эвакуированных из Китая. В Челябинской области местные жители даже не позволили такую зону развернуть. Страх за собственную жизнь толкает людей на агрессивное поведение и игнорирование всяческих культурных норм, считает социальный психолог, руководитель центра психологической помощи Александр Шахов.

«Это очень ожидаемая реакция. Именно так будет вести себя неважно какое общество – российское, немецкое, индийское – агрессивно, не по-человечески, забывая все культурные нормы. При возникновении таких ситуаций, связанных со смертельными угрозами, с угрозами жизнеобеспечения, включаются другие механизмы, нежели личностные. Включается механизм толпы. Каждое небольшое действие члена этого сообщества начинает нагнетать и увеличивать общую панику", - прокомментировал психолог Александр Шахов.

Я вам больше скажу: сейчас люди несколько сдерживаются, но как только начнут видеть проявления – например, пустующие полки в магазинах, людей в масках на улицах, – паника усилится. Это такое явление, повлиять на которое практически никак невозможно. Каждый член толпы смотрит на поведение соседа и видит, что тот обеспокоен, это увеличивает его беспокойство. В свою очередь его беспокойство считывает другой человек. И вот уже паника в динамике. Не так страшен коронавирус, как страшна реакция общества на него.
Поэтому поможет тут только разъяснительная работа и жесткие меры против паники. Нужна увеличенная ответственность, например. В Китае за перемещение из закрытого района без уведомления властей суровое наказание – 10 лет тюрьмы. Это то же самое, что человек убийство совершил. То есть надо, по сути, еще больше напугать наказанием, чтобы люди не совершали сумасшедшие поступки.+
Нам, как цивилизованным людям, вероятно, придется принять и какие-то необходимые ограничения своих прав. Предположим, во время террористической угрозы люди соглашаются на такие ограничения. Допустим, что их будут обыскивать везде. В данном случае добровольное ограничение прав способствует купированию какой-то угрозы. Это необходимо осознать, принять и не сопротивляться».

Источник: ФедералПресс/Елена Сычева