Как приучить ребенка к самостоятельности: личный опыт
Одна из самых сложных родительский задач – научить подрастающих детей самостоятельности и подготовить их к безболезненному переходу во взрослую жизнь.
Наши простые советы будут полезны как начинающим родителям бойких трехлеток, так и все повидавшим на своем веку закаленным родителям школьных выпускников. Помните детство нашего поколения, проведенное с ключом на шее?
Поднимите руку те, кто в семь лет сам научился разогревать обед, лазил по ржавым гаражам и стройкам и начал зарабатывать первые деньги еще в старших классах школы.
Впрочем, наша страна вовсе не одинока в вопросах прививания самостоятельных навыков при помощи детства на улице. В США, где наша семья живет последние два года, до сих пор существует термин «Latchkey Kids» – «дети-отмычки»: те же самые дети с условным ключом на шее, которые самостоятельно возвращаются домой из школы.
Правда, власти США уверены, что чем ниже процент таких детей – тем благополучнее взрослое общество в целом. Поэтому законодательные усилия направлены на то, чтобы таких детей становилось все меньше и меньше.
Нас часто спрашивают – правда ли, что родителей, оставивших детей дома одних, могут посадить в тюрьму? Правда!
В трех штатах – Иллинойс, Орегон и Мэриленд действительно можно попасть на полгода за решетку, подвергнуться депортации и ненароком отправить детей в приемную семью только потому, что ты вышел на полчаса купить молока, а дети остались одни дома. В нашем демократичном Коннектикуте закон тоже настоятельно не рекомендует оставлять дома детей одних вплоть до 12 лет. Старшие дети имеют право присматривать за младшими и забирать их из детского сада начиная с 15 лет. Поэтому мы не оставляем младшего ребенка дома со старшим, да и старшего оставляем одного только в случае крайней необходимости.
Как, скажете вы, в таких оранжерейных условиях воспитывать в детях самостоятельность? Мы попытаемся!
Наш младший пятилетка пока радует родителей только умением самостоятельно развлекать себя в течение пары часов, если взрослые заняты и готовностью убирать за собой со стола. Но наша четырнадцатилетняя дочь-подросток уже умеет самостоятельно путешествовать на самолете, пользоваться любым российским общественным транспортом и целиком и полностью отвечать за учебу в двух школах – американской и русской одновременно. Я никогда не проверяла и не проверяю ее уроки или отметки. Начиная с тех пор, как ей исполнилось десять лет, я не бужу ее по утрам в школу и не готовлю завтрак – в принципе, я вообще никак не слежу, в каком виде она туда идет и идет ли вообще.
Ах да – несмотря на вопиющее отсутствие материнского надзора, она отличница. Думаете, нам просто повезло? За плечами у нашей семьи нелегкий опыт воспитания самостоятельного подростка.
Было все: от двойки за проваленный из-за лени экзамен по фортепьяно до умерших от голода хомяков.
Советы нашей семьи по воспитанию самостоятельных детей очень индивидуальны, но мы искренне надеемся, что вы сможете найти для себя полезную информацию и взять ее на вооружение.
Итак, что считать самостоятельностью? Самостоятельные дети – это вовсе не те дети, которые без напоминаний убирают за собой в комнате яблочные огрызки или могут сходить в магазин за хлебом.
Самостоятельность – это сочетание навыков что-то делать без помощи родителей и психологической готовности принимать простые решения и нести за них ответственность. Наша задача одновременно научить ребенка делать и то, и другое!
Правило 1. Самое главное – это родительский настрой
Воспитание самостоятельности в детях начинается с родителей.
Только готовность и умение планомерно и последовательно «отпускать поводок» приведут ваших детей к психологической готовности принимать маленькие, но самостоятельные решения и осваивать новые навыки.
Это кропотливый труд – день за днем внимательно отслеживать прогресс и предлагать ребенку все новые способы воспитания ответственности.
Правило 2: Движемся от большого к малому
Помните, как сложно было отпустить руку вашего малыша и позволить ему сделать первые самостоятельные шаги и набить собственные шишки? Весь путь воспитания ребенка от рождения до вылета из родительского гнезда – это пошаговый процесс сепарации. Самостоятельные взрослые люди гораздо непринужденнее вырастают из тех малышей, кому в четырехлетнем возрасте разрешали выбирать, на какой площадке и в каких штанишках пойти гулять – или из тех, кому в десятилетнем возрасте можно было самостоятельно выбрать, где проводить время после школы: на баскетбольной площадке или в обнимку с арфой.
В США очень часто можно встретить на улице нелепо одетых детей: костюмы фей, шорты в довольно прохладный ноябрьский день или пижама и мягкие тапочки – все потому, что родители-американцы разрешают подросшим малышам самостоятельно выбирать, в чем выйти на прогулку. Замерз? Родители просто вернутся домой и спокойно предложат теплые штаны вместо шорт.
Поддерживайте и культивируйте в ваших детях стремление и умение ежедневно делать маленькие выборы. Хвалите за правильно принятое решение, объясняйте и помогайте исправить ошибки, когда что-то не получается.
Правило 3. Чем старше возраст – тем больше дистанция и право на ошибку.
Позволяйте своим детям совершать ошибки, осознавать их и нести ответственность за их последствия. Предлагайте пути решения и не бросайте их в одиночку расхлебывать последствия, если вы видите, что они не справляются. И самое главное – помните, что право на ошибку имеют не только дети, но и родители!
Ошибки неизбежны. И если они не причиняют вреда физическому и ментальному здоровью членов семьи – просто примите это как должное.
«Работа над родительскими ошибками» – бесценный опыт для наших детей: нет ничего лучше, чем показать на собственном примере, что многие неправильные решения обратимы.
Пару лет назад мы решили, что наша дочь-подросток уже достаточно взрослая для того, чтобы самостоятельно принять довольно важное решение: переехать вместе со всей семьей в США или остаться в России – жить с бабушкой, спокойно заканчивать музыкальную школу и вот это все.
Мы наивно и ошибочно рассчитывали, что наша юная авантюристка с восторженными воплями бросится собирать чемодан и «самостоятельность» принятого решения подсластит ей на первых порах сложности адаптации. Что-то вроде «я сама так захотела, поэтому буду терпеть и мужественно преодолевать трудности». Как бы не так!
Игры в демократию закончились плачевно: вся семья уехала, дочь решила остаться и страшно переживала разлуку. Наша семья смогла воссоединиться только спустя полтора гора, килотонны потраченных денег и намотанных на кулак нервов.
Пожалуй, это была самая дорогостоящая во всех смыслах ошибка нашей семьи на пути воспитания самостоятельных личностей.
Правило 4. Активно участвуем в любых детских занятиях
Помните простой закон «зоны ближайшего развития»? Базовый закон воспитания и развития самостоятельного ребенка, который ввел в обиход советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов ХХ века.
Он чрезвычайно прост – самостоятельно делать завтра ребенок сможет только те вещи, которые он делает сегодня с помощью взрослого.
Нет, это не значит, что взрослый должен сделать все за ребенка. И не значит, что более самостоятельны и развиты те дети, которых родители ничему не учили, предоставив им учиться методом только самостоятельных проб и ошибок.
Это значит, что если сегодня вы вместе печете блинчики, поливаете огурцы или пришиваете пуговицы, то с большой долей вероятности завтра ваш ребенок сможет сделать это самостоятельно.
Вместе ежедневно расширяйте круг базовых самостоятельных навыков: завязывать шнурки, складывать свою одежду, собирать рюкзак в школу, мыть свои ботинки и ухаживать за домашними животными. Спустя некоторое время ребенок сможет делать все это сам.
Правило 5. Выделяем сферы ответственности
Самое сложное – это перейти от теории к практике.
Обсудите то, за что ребенок может отвечать самостоятельно. В нашем случае это была школа с домашними заданиями и музыкалка.
Кроме персональных дел, которые касаются только ребенка, выделите сферы ответственности, касающиеся всей семьи. Они могут быть совершенно несложными и варьироваться в зависимости от возраста – от пресловутого выноса мусора до приготовления воскресной яичницы.
Если есть возможность не вмешиваться – постарайтесь этого не делать. Первые один-два раза покажите ребенку алгоритм решения несложных проблем в школе и в дальнейшем предложите ему делать это самостоятельно.
Правило 6. Безопасность превыше всего!
И вот, он настал – этот момент, когда ребенок предлагает сам сходить за хлебом! Или уверяет вас, что уже готов самостоятельно ходить на тренировки в бассейн. Как сделать первые самостоятельные выходы из дома максимально безопасными?
• Напомните ребенку о правилах безопасности на улице и регулярно непринужденно обсуждайте, как следует вести себя во внештатных ситуациях. Что делать, если на улице незнакомый человек просит о помощи или предлагает пойти с ним под разными предлогами? Кого звать на помощь? Как себя вести, если хулиганы пытаются отобрать телефон или деньги? Проверьте, знает ли ваш ребенок алгоритм поведения в таких ситуациях. Не стесняется ли он кричать и звать на помощь на улице? Отработайте этот навык в лесу.
• Обсудите и нарисуйте наиболее безопасный маршрут. Попросите ребенка не отклоняться от него.
• Одевайте ребенка в запоминающуюся одежду и обувь, всегда имейте под рукой его свежие фотографии.
• Если вы работаете, а ребенок остается дома один, разработайте «безопасное расписание» с напоминаниями позвонить родителям после возвращения из школы, перед походом гулять с друзьями или после возвращения с тренировки. Ребенок должен знать наизусть телефоны родителей и службы спасения.
Терпения вам – и легкого взросления вашим детям!
Ольга Симонова специально для Apteka.RU