Дело это было накладным для потребителя и очень выгодным для работников банкетного зала. Банкет в ресторане во времена СССР, был признаком удавшейся жизни. В основном, отмечали в ресторанах юбилеи, свадьбы и получение ученых степеней. Реже, проводы на пенсию больших начальников.
Цены кусались, а банкеты делились, в расчете на одного человека: на двухрублевые, без икры и деликатесной рыбы, пятирублевые с икрой, десятирублевые с икрой, рыбой и мясными сырокопченостями.
Отдельно подсчитывался алкоголь и тут уже был еще больший разброс цен, в зависимости от того, подавали ли вино и водку Столичную или шампанское и марочный армянский коньяк.
Но возможность закатить банкет поддерживала имидж благополучного человека, поэтому люди сознательно шли на эти расходы. Клиенты прекрасно знали, что на банкете их и обвесят, и обсчитают, но многие не хотели ударить в грязь лицом, заказывали стол и музыкальное сопровождение, внутренне соглашаясь с тем, что кто-то погреет руки на их празднике.
Основным источником дохода работников банкетного зала было разбавление напитков водой. От сока и вина до более крепких вариантов. Фишка была в том, что в начале банкета подавались нормальные напитки, и как только гости доходили до нужной кондиции, осуществлялась и подмена более дорогих марок на самые дешевые, и добавление воды. Нужно сказать, что такой подход не был советской новинкой, точно так же принимали гостей в ресторациях и до революции.
Подавать напитки в бутылках было не принято, на стол они выставлялись в красивых графинах, что облегчало задачу мошенников от кулинарии. Вот шампанское подавалось в бутылках, разумеется, но работники банкетного зала действовали, как профессиональные фокусники. И на столе рядом с заказчиком стояло хорошее шампанское, а подальше от него – дешевое игристое вино с похожими этикетками.
Следующая статья дохода был недовес. Порционные мясные закуски делали легче грамм на тридцать, то есть это было незаметно. А вот в масштабах банкета на пятьдесят человек – было вполне весомо. Недовес часто был и в сложных салатах, особенно, если салат подавался не порционно, а в нескольких больших салатницах.
Пересортица тоже использовалась вовсю. Клиент платил за мясо первого сорта, а получал на стол третий сорт. Это касалось и овощей с фруктами. Но столы не выглядели убогими, напротив, накрыты они были очень красиво, и неважно, что на большом блюде подавалось 120 грамм мясной нарезки, выглядела она по-королевски.
Клиенты в большинстве своем оставались довольны, довольны были и работники банкетных залов. Все, что они уносили домой после окончания праздника, именовалось у них говорящим словом – трофеи.