Позачера в раннем доступе Steam вышла action-RPG Curse of the Dead God's (трейлер у неё был просто шикарный). Я следил за игрой пару месяцев и сразу её приобрёл, а вот стоило ли оно того - это другой вопрос.
Curse of the Dead Gods - это roguelite-игра (в народе такие кличат "рогалик", но я не люблю этот ярлык и не буду к ним так отсылаться), и, соответственно, подразумевает короткие (40-60 минут) забеги, процедурно генерируемый ландшафт уровней и возможность усиливать своего персонажа между этими самыми забегами.
Особенности, связанные с этим набором механик в игре исполнены… Сносно. Количество заранее заготовленных комнат оставляет желать лучшего. Уже на второе прохождение я неоднократно натыкался на комнаты, которые уже встречал в первом, причём даже такие вариативные вещи, как расположение врагов, ловушек и кучек золота на полу в них повторялось. Однако, на реиграбельность это никак не влияет, комнаты достаточно большие и ветвистые, чтобы оставлять простор для исследования первые несколько десятков прохождений.
Проблему с прокачкой персонажа так просто откинуть не получится. Во время забега из врагов периодически выпадают черепки. После неизбежной смерти их можно потратить на "медали", но до выполнения первой большой игровой задачи можно экипировать только одну медаль. Это очень отнимает от желания играть дальше после поражения, потому что игровой персонаж едва ли становится сильнее, соответственно мысль - "Интересно, как далеко я смогу зайти с новыми апгрейдами" - возникает в разы реже.
Тут нужно сделать игре скидку на ранний доступ. Хотя есть игры, первые версии которых туго забиты контентом, ожидать этого от всех нельзя. Надеюсь, вариативность комнат и количество методов прокачки будут расти по ходу разработки.
На уровне презентации у игры почти все как надо. Чего еще можно ожидать от игр в 2020? Сейчас тяжелее найти что-то выдающееся в плане геймплея, чем то, что выглядит и звучит убедительно. В таком уж мире живем.
Визуал у игры крайне достойный. Она смешивает трехмерную графику с ярко выраженными “нарисованными” текстурами, которые выглядят как смесь стилей Darkest Dungeon и Borderlands. Дизайн персонажей тоже крайне интересный, смешивающий религиозную эстетику племен Центральной и Южной Америки с более темными мотивами нежити и черной магией. Можно проследить темы, вдохновленные творчеством Лавкрафта. При этом Curse of the Dead Gods не идет той же самой дорогой, что и игры, которые брали его работы за источник вдохновения. Я один из тех снобов, которые считают, что Лавкрафтовские древние боги не работают в визуальных медиа. Их фишка в том, что человеческий разум не способен до конца воспринять их то ли материальную, что ли черт знает какую форму. Curse of the Dead Gods это понимает и смешивает эту тематику с криминально редко используемой в видеоиграх эстетикой Ацтеков и Майя. Микс получился уникальный, по другому и не скажешь.
Однако где игра преуспевает в визуальном оформлении, она немного не дотягивает в звуковом. В Curse of the Dead Gods попросту среднечковый звуковой дизайн. Звуки самого Храма Ягуара выполнены довольно хорошо. Взрывы, рушащиеся каменные элементы архитектуры, ловушки с шипами звучат довольно хорошо. Но вот вопли монстров и большая часть оружия звучат крайне неубедительно. Это очень сильно давит на восприятие, учитывая что большую часть времени в игре практически нет музыки. Храм не звучит так, будто он наполнен агрессивно настроенной жизнью (или не жизнью), которая просто в восторге от возможности разорвать на куски очередного глупца, который позарился на секреты Бога Ягуара, храм звучит довольно скучно, и в бою становится не сильно лучше.
Но давайте уже наконец, после длинного предисловия, которое я прямо сейчас намеренно растягиваю ради комедийного эффекта, перейдем к непосредственно геймплею Curse of the Dead Gods
На данный момент для исследования доступна одна локация - Храм Ягуара. Насколько можно судить, в конечной версии к нему добавятся храмы Змеи и Ястреба. То, что не один из них не связан с летучей мышью, вызывает у меня неописуемую грусть. Перед входом в храм вам предлагают выбрать перки и награду за первую комнату. Готово. Вы внутри.
Перемещаясь по храму рекомендуется доставать факел и зажигать источники света, потому что в темноте бы более уязвимы, а ловушки становятся невидимыми. Факел - это отдельная механика и что-то, о чем нужно всегда помнить, если вы не хотите попасть в беду. Перемещаясь между комнатами вы составляете свой маршрут между точками интереса, которые делятся на 4 типа: золото, лечение, специальное событие и магазин. В магазинах за деньги или кровь (которая не тратит ваше здоровье а просто увеличивает запас порчи но об этом позже) можно купить, в зависимости от выбранной комнаты, увеличение характеристик, оружие или реликвию - маленький предметик который дает пассивный бонус. Реликвии это пустая трата денег, потому что они дают незначительные приросты к каким-либо цифрам и сыпятся из врагов и гробов крайне бодро, а слотов на них всего 6.
Продвигаясь по храму и получая урон от некоторых врагов вы накапливаете порчу, которая в больших количествах выливается в проклятия. Проклятия - это двусторонние, а иногда и напрямую негативные эффекты, которые слегка изменяют ваше взаимодействие с храмом. Кроме финального проклятия, это… нечто. Когда вы получаете шестое проклятие, оно считается финальным и всегда одинаково (хотя судя по названию его эффект будет зависеть от выбора храма). Я не буду спойлерить, что оно делает, скажу только, что после каких-то минимальных неудобств, которые у меня вызывали другие проклятия, я не ожидал, что игра сбросит на меня эту Нагасаки.
Curse of the Dead Gods сразу ставит перед игроком большую задачу - одолеть первого босса, тут их зовут чемпионами. Тут есть несколько проблем. Во-первых, несмотря на всю мрачность атмосферы и схожести с серией Dark Souls, игра на первых порах не очень сложная: я впервые встретил первого чемпиона на втором забеге, а на четвертом его победил. Во-вторых, после первой победы над ним, ваш забег заканчивается, и вместо того, чтобы исследовать новую территорию и учить паттерны новых врагов, вам просто приходится начинать сначала, и, как я уже упомянул, мотивации для этого не то чтобы много.
Но как добраться до этого чемпиона? Поговорим о боях. Curse of the Dead Gods заимствует многие тонкости боевой системы из вышеупомянутой Dark Souls. Это значит менеджмент выносливости.
Я ненавижу эту механику. Я люблю вести бой агрессивно, а выносливость в том виде, в котором она работает в Souls играх активно наказывает за чрезмерное рвение. Тем не менее, как и в случае самих игр от From Software, по какой-то необъяснимой причине я не могу заставить себя перестать наслаждаться боевой системой, которая строится вокруг механики, которую я активно недолюбливаю. Это странно…
Но вернёмся к нашей игре. Здесь система стамины реализована довольно любопытно. Вместо привычной зелёной полоски, которая падает во время и восстанавливается вне его, в Curse of the Dead Gods у героя есть пять "очков выносливости", каждое действие тратит определенное их количество. Заряженная или последняя в серии атака одноручным оружием, выстрел из оружия дальнего боя, любая атака двуручным оружием и кувырок тратят по одному очку. Заряженная атака двуручным оружием тратит два. При бездействии очки быстро восстанавливаются. Звучит просто, да?
Нет. Помимо этого, в бою можно восполнить одно очко выносливости, если совершить уклонение по таймингу или убить врага. Это отлично. Тот самый чрезмерно агрессивный стиль игры теперь возможен, если вы знаете, что делаете, потому что хороший агрессивный плей теперь всегда даёт возможность выйти сухим из воды.
Правда не все в бою идет гладко. Во первых, из-за механики факела, схема управления немного нестандартная, даже для контроллера. И поверьте мне, если вы соберетесь поиграть в Curse of the Dead Gods, вам лучше иметь под рукой контроллер.
Враги очень по разному реагируют на атаки. Не в том смысле, что схема "я махать меч = красная полоска вниз" не работает, в этом плане все нормально. Я говорю о системе стаггера. Базовых врагов можно держать в стане, если непрерывно их атаковать. Но если они уже начали заряжать атаку, остановить их нельзя. Однако их можно остановить, если ударить их молотом. Но при этом, если во время атаки молотом… В общем, игра не совсем точно объясняет, как “наша бить” взаимодействует с “их бить”, и иногда это выглядит как непостоянство боевой системы, что вполне может быть, учитывая ранний доступ. Но в этом случае сделать скидку на бету намного сложнее, потому что это активно мешает играть в текущем состоянии. Стоит отметить, что с опытом понимание того, когда враг сможет атаковать, а когда нет, почти приходит после пары часов игры, почти. Возможно в игре просто столько много правил связанных с отменой анимации, что я не смог понять их все.
Разнообразие в боевую систему от забега к забегу должны вносить перки, те самые медальки, которые можно купить за черепа и которые даже близко не дают чувства прогресса которого ожидаешь при их редком выпадении с обычных врагов. Я говорю “должны”, потому что они этого не делают. До победы над первым чемпионом перед каждым забегом можно выбрать только один, и если вы уже открыли перк, который дает 1000 монет со старта, вы просто берете его потому что он сломан и позволяет купить кучу статов или крайне мощное оружие в первых комнатах.
Стоит оговориться о том, что уже можно было заметить по неоднократным сравнениям с другими играми, которые я упомянул, и множеством других, упомянутых на просторах интернета. Во многом Curse of the Dead Gods вторична. Она экспериментирует с заимствованными элементами и смешивает их в интересный микс, но собственных идей там не так уж много. Игра дает уникальный опыт, но если разложить его по частям, получается сборная солянка из уже обкатанных идей.
Перед тем как заканчивать, стоит оговорить технические проблемы. Да, это ранний доступ и стабильность - это меньшее, за что следует критиковать игру, но все же стоит упомянуть. На слабых машинах игра работает… Нормально, в нее можно играть, хотя загрузки могут длиться дольше, чем хотелось бы, случаются просадки по кадрам и, хоть я сам с этим не встречался, многие жалуются на периодические вылеты.
Стоит ли покупать Curse of the Dead Gods в текущем состоянии? Я не знаю. Презентация и сеттинг в игре слишком годные для того чтобы забыть о ней до лучших времен, и геймплейно она делает некоторые интересные вещи, но в остальном она откровенно сырая, чем я крайне разочарован. Думаю, самой честной рекомендацией будет та, в которой я написал, что игру однозначно стоит попробовать, но на скидке или после выхода обновления с Храмом Змеи, поэтому именно такой совет я и дам.