Найти тему
Вадим Марушин

Гора Иремель - хранительница легенд, сказаний и знаний.

ГОРА ИРЕМЕЛЬ – ХРАНИТЕЛЬ ЛЕГЕНД, СКАЗАНИЙ И ЗНАНИЙ.

На географическом факультете Башгосуниверситета долгие годы работал прекрасный педагог и ученый - географ Александр Александрович Цветаев. Однажды он пригласил меня к себе домой чтобы показать свое детище - модель горы Иремель, изучению которой он посвятил многие годы. Модель была объемной, легкой, сделанной из папье-маше. Все характерные черты Иремеля - неровности, скальные участки, крутизна склонов горы и многое другое было выполнено в цвете и строго в масштабе.

Зональное распространение растений исполнено в цветовой гамме, характерной для конкретного растительного пояса с учетом экспозиций ее склонов. Одним словом - это было произведение топографического искусства, которое я запомнил на всю жизнь - как турист, учитель и как географ. Этот муляж вполне достоин, быть представленным в Национальном краеведческом музее нашей республики.

Иремель (1576 м)– одна из самых высоких и красивых гор Южного Урала. Вблизи её горного узла расположены истоки крупнейших уральских рек – Белой (Агидели) и Урала (Яика), Юрюзани и Ая, реки Березяк, с порогами которой ежегодно борются туристы-водники.

Сама гора Большой Иремель принадлежит к хребту Аваляк, являясь его мощным западным отрогом.

У башкир Южного Урала Иремель считается святой горой, восходить на неё запрещалось неписаными законами. Еще писатель Мамин Сибиряк описал случай, произошедший с оренбургским губернатором, который поднялся на вершину Иремеля и поставил там палатку. Разразилась гроза. Молния убила проводника, а губернатор со своей свитой убежал вниз. «Святой Иремель его пугал», – говорили тогда башкиры. В 1965 году по совокупности ее индивидуальной значимости гора Иремель отнесена к памятникам природы Башкортостана.

Древние легенды и предания свидетельствуют о богатой истории и ключевой роли Южного Урала в эволюции человечества. Эпос «Урал-батыр», «Акбузат», ряд других устных легенд, сказаний и преданий башкирского фольклора передают из поколения в поколение народную мудрость, бережно хранят в них свои знания исторических событий этих мест.

Величественный облик Иремеля представлен нагорными террасами, увенчанными останцами из кварцевых песчаников. Каменными котлами и глинистыми пятнами на террасах. Огромными каменными россыпями, будто созданными выпавшими из кармана исполинского батыра Алпамыши большими камнями, когда он перешагивал через эти горы.

Говорят, что в стародавние времена жил в этих краях рослый народ, начало которому дал исполин Алпамыша. Великаны бродили по лесу, как по траве, могли запросто вырвать с корнями лю­бое дерево. Один мальчишка из того рода, игравший неподалеку от своего дома, увидел, как обычный человек пашет землю на трех лошадях. Поднял он того человека вместе с лошадьми, да так и принес домой.

- Этого жучка я нашел в поле, - сказал он отцу. - Он чертил там черные борозд­ки по земле. Тогда отец сказал мальчику:

- Нет, сынок, это не жучок. Это такой же человек, как мы все. Ты его не губи, от­неси туда, где подобрал. Большое количество легенд вобрала в себя гора- красавица Иремель.

Ступенчатые склоны горы глубоко расчленены и покрыты преимущественно хвойными лесами, состоящими из ели, пихты и лиственницы. Вершины Иремеля венчают снега, которые держатся там до конца июня, да горные тундры с каменными россыпями, будто пришедшие сюда с дальнего севера.

Древние легенды и предания свидетельствуют о богатой истории и ключевой роли Южного Урала в эволюции человечества. Так, некоторые из древних письменных памятников, исследованных отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют об определяющем значении Южного Урала, как прародины человеческой цивилизации.

Рифейские горы, как называли в древние времена Уральские горы греки. В переводе с чешского языка они означают (горы, несущие огонь) С древнейших времен приковывали они внимание лучших умов человечества. Седой Урал умеет хранить свои тайны. Эпос «Урал-Батыр», «Акбузат», а также ряд других устных легенд и преданий башкирского фольклора, передают из поколения в поколение народную мудрость, бережно хранят в них свои знания исторических событий этих мест. Открывают мыслящим людям дверь в таинственный и загадочный мир первых ее поселенцев.

Именно с Волго-Уральским регионом идентифицируются географические объекты священной книги древних индоиранцев – Авесты. В ней река женщина Рангха или Ардви Сура – сравнивается с Волгой и Белой, которую древние авторы (в частности Птолемей) считали истоком Волги. Золотую гору Хукарья, у подножия которой берет свое начало Рангха-Ардви Сура – с горой Иремель, второй по величине вершиной Южного Урала Башкортостана. В этой же книге – Авесте - золотой горе Хукарья, горе Иремель придается такое значение, которое сравнимо лишь с древнегреческим Олимпом богов.

Не случайно персидские цари в начале первого тысячелетия нашей эры посылали экспедиции на Урал – горы Хаара Бедайти, разделяющие «Мир мрака», лежащий в ледяном оцепенении (Сибирь) и последнюю из 16-ти стран, созданную верховным богом и отцом всех иранцев Ахура Маздат. Древние источники говорят, что легендарный Заратустра, живший 5 тысяч лет назад на Южном Урале, оставил на горе Иремель сокровенные знания человечества, записанные на золотых пластинах.
Гора Иремель является ключом к пониманию природы человека. В переводе с древнетюркского Иремель означает место, дающее силу человеку («Ер-эмэ-иле») – это точка выхода энергии на планете. Не случайно местные жители называют эту гору «пуп земли». Академик Дубров А.П. связывает это явление с влиянием звездных галактик во вселенной на определенные точки планеты. Действительно, величественный вид горы, открывающийся перед покорителями ее вершины, вызывает восхищение и оставляет в душе каждого неизгладимые воспоминания о прикосновении к прекрасному.

Несколько лет назад учеными-археологами между горой Большой Иремель и хребтом Аваляк найдены следы древнего города-крепости, форма стен которого практически совпадает с формой стен крепости древнегреческого города Микены.

Кроме того были найдены уникальные, хорошо сохранившиеся 35 геоглифов (рисунков) размером, примерно 500 на 500 метров. Многие ученые считают, что на Южном Урале находился центр доисторических цивилизаций индоевропейских народов.

По первоисточникам и древним картам они установили названия народов проживавших с доисторических времен на Южном Урале. Сейчас они обратились в Русское географическое общество об организации экспедиции по изучению открытого места проживания великих предков в районе горы Иремель и хребта Аваляк.

Удивительно светлое чувство, возникающее здесь, вызывает желание приехать еще раз. Заново полюбоваться открывающимися с ее высот красотами бескрайнего моря с голубыми волнами окружающих ее хребтов. Не случайно деревня, находящаяся у подножия горы, называется Тюлюк, в переводе с древнетюркского – «желание». В любое время года вершина Иремеля выделяется на фоне других горных вершин и вечно синего неба своим величественным белым куполом. Именно этот купол и определяет значение этой священной для башкир горы. Безусловно, каждый, кто поднимается на гору Иремель, проходит очищение. При этом происходит гармонизация внутренней структуры человека и восстановление энергетического баланса организма. Утверждают, что это обусловлено целебными свойствами воды, собирающей по капелькам целительную силу окружающих гор. И сама гора Иремель – хранитель ее. Хранитель источника созданного самим богом. Источника, дающего энергию и силу как человеку, пришедшему сюда, так и всему живому обитающему здесь. Говорят, что ночью, в определенный час, природа воды Иремеля проявляется в форме свечения над поверхностью реки Карагайки, берущей свое начало у подножия горы и светлыми струями несущая живительную влагу вниз, к людям.
Продолжение следует.