Найти в Дзене
АвТОгус

Pz.Kpfw V или немецкий средний танк Panzerkampfwagen V Panther(Пантера)

Вопреки расхожему мнению во Вторую Мировую войну Германская армия вступила не имея серьезной бронетехники. Основной костяк бронетанковых войск составляли легко защищенные Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Так "четверка" имела лобовую броню всего лишь 30 миллиметров, а короткоствольная пушка была 75 миллиметровой.

-2

Интересно, что стоявшие на вооружении бывших союзников из СССР танки КВ-1 и Т-34 на командование Вермахта впечатления не произвели.

-3

-4

При планировании операций генералитет изучал провальный опыт РККА в финской кампании. Где модели Т-28, Т-37 и Т-38 показали себя не с лучшей стороны. Их броневую защиту легко пробивали практически любые пушки. К тому же у этих моделей отсутствовала радиосвязь. Рация была лишь у командира звена, а ведомые должны были зеркально повторять за ним все действия. Но тут тоже всплыла большая проблема. Дело в том, что командирская техника легко вычислялась противником. Вокруг башни вилась хорошо всем заметная антенна. Поэтому эти танки выбивали в первую очередь.

-5

А вот появившийся КВ проявить себя не успел, их было слишком мало. Как бы там ни было, в первые месяцы войны с СССР Германское командование почти не реагировало на сообщения о том, что имеющаяся бронетехника физически устарела, и не может оказать сопротивления танкам РККА. Пока не случилось провального наступления под Орлом. Забавно, что русскую поговорку: гром не грянет, мужик не перекрестится, можно применить в этом случае и генералу Вермахта Гудериану. Именно он руководил наступлением, и именно он его провалил. Дело было даже не в подавляющем превосходстве советской техники, а в тактике. Но кто же захочет брать на себя провал. Гудериан срочно составляет депешу в Берлин, где указывает на то, что Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV совершенно беспомощны перед Т-34. И в ноябре 1941 компании MAN и Daimler-Benz берутся за выполнение тендера по созданию новой бронемашины. Это было по меньшей мере странно, ведь им предстояло фактически сделать боевую машину с ноля. А ведь у фирмы Henschel уже был готовый проект. И даже прототип нового "среднего танка".

-6

Как бы там ни было, но весной 1942 Рейсфюреру Адольфу Гитлеру показали два образца. Опытная машина Daimler-Benz очень напоминала Т-34, а вот MAN имела иную конструкцию башни, она была передвинута в середину бронекорпуса. Mercedes предложил использовать дизельный силовой агрегат, MAN бензиновый. На вооружении стояла единая пушка Rheinmetall калибра 75 миллиметров. Два пулемета MG-34 калибра 7,92, один маршевый, второй спаренный с пушкой. От подвески типа Кристи отказался MAN. Они использовали не самую удачную торсионную подвеску шахматного типа разработанную инженером Книмпкампом.

-7

Почему она не является удачной? Дело в том, что при попадании снаряда в ходовую часть танка, приходится снимать большое количество опорных катков. Что удлиняет процесс ремонта. В том время как тип кристи позволяет это делать быстрее. Не смотря на то, что сам Гитлер очень благоволил к Mercedes, от их проекта было решено отказаться. Третий Рейх испытывал большую нехватку дизельного топлива. К тому же внешне Пантера была очень похожа на танк противника Т-34. Хотя наличие именно бензинового двенадцатицилиндрового силового агрегата было скорее решающим. Он работал на синтетическом бензине, который получают из угля. А вот дизель был нужен для подлодок Kriegsmarine. Не помогло даже то, что Daimler-Benz срочно переделал опорные катки под шахматную схему.

-8
-9

В самом начале 1943 была собрана первая машина с индексом Pz.V Ausf A. Их должно было быть ровно 20, причем участие в боевых действиях не планировалось. Танки были учебными. Планировалось, что этот танк станет самым массовым, именно поэтому была продумана схема дублирующих поставок, в них задействовали более 160 фирм. Производством Пантер занимались MAN, Demag, Daimler-Benz и Henschel. За два года выехало почти 6 тысяч танков этой модели.

-10

Кстати это был первый танк оснащенный прибором ночного видения. Первоначально планировалось, что платформа Пантеры станет базой для создания целого семейства бронемашин.

Первой стала самоходка Jagdpanther или Ягдпантера. Пушка у нее была мощнее, 88 миллиметров. Лобовая броня больше. Правда башня, как это бывает у классических САУ, была неподвижна.

-11

Так же на базе Пантеры делали и тягачи эвакуаторы - Bergepanther(Бергпантера). Их выпусти в количестве чуть более 500 штук. Но они работали очень эффективно. Смотрите, по статистике Т-34 ходил в атаку три раза, в то время как Пантера - 11 раз. Это свидетельствует не о превосходстве немецкой техники, а о том, что подбитый танк забирался с поля и поступал на ремонт.

-12

Конечно Пантера не была лучшим танков Второй Мировой войны. У нее было, справедливости ради это нужно отметить, масса плюсов. Таких как мощная лобовая броня, отличный двигатель и вооружение. Из минусов нужно отметить слабую защищенность боков, ненадежную трансмиссию которая сводила на нет возможности мотора, и чрезвычайная сложность инженерной конструкции.

-13

Хотя может быть вся проблема была в том, что генерал Гудериан с самого начала дал инженерам неправильную установку. В своих мемуарах он не раз касался темы развития бронетехники. Он считал, что танки будут сражаться друг с другом. На деле все оказалось совсем не так. Броню выводила из строя пехоты и артиллерия. А столкновения танк против танка происходили не так часто.