Найти тему
Хроники Пруссии

Легенды и байки деревни Таммовишкен: как черти подоили прусскую корову

Восточная Пруссия чрезвычайно богата на разного рода легенды, сказания и просто байки. А уж в Инстербурге (теперь Черняховск) и его окрестностях концентрация сверхъестественного вообще зашкаливает. Может, потому, что где-то поблизости от этого города и впрямь находится вход в ад, как верили древние пруссы, может, по иной какой причине - никому то не ведомо. Одно только повествование о грозном князе Камсвикусе и его несчастных жене и сыне чего стоит! Но с этим же городищем связано еще немало удивительных рассказов, которыми жители возникшей по соседству от него уже во времена Тевтонского ордена деревни Таммовишкен, собравшись зимним вечером за кружкой доброго пива перед очагом в таверне, любили пугать друг дружку (а особенно случившихся здесь путешественников).

- Как-то раз в преддверии Ostern’а (так у немцев называется праздник Пасхи - «ХП») один наш бауэр шел мимо древнего городища, - неторопливо покуривая трубочку с турецким горьким табачком начинал рассказчик. - И вдруг увидел он рядом с дорогой трех девушек, причем не здешних, ибо ни одну из них не узнал в лицо.

- Лабас вакарас! (по-литовски это означает «Добрый вечер!», по национальности мужик, видимо, был литовцем, которых в этой части Пруссии всегда проживало множество - «ХП») – вежливо поздоровался он с девицами.

- Что еще за «лабас вакарас»?! – удивились девы.

- Вечер «зеленого четверга», сударыни! – ответил крестьянин.

Как известно, «Зеленым четвергом» у католиков и лютеран называется день Тайной вечери, когда Иисус Христос прощался со своими апостолами – у православных, соответственно, это Чистый четверг.

- И правильно ответил добрый человек, помянув деяния Господа! – назидательно поднимал палец сказитель, окидывая взглядом согласно кивавших головами слушателей. – Иначе русалки – а ведь встретились крестьянину именно они - утащили бы его на дно реки, и не нашла бы душа христианская покоя во веки веков.

-2

Кстати, таммовишкенцы на полном серьезе уверяли приезжих, что по ночам с реки часто слышатся женские голоса, пение и смех, а в лесу – визг и яростное урчание кошачьих драк. И с наступлением темноты предпочитали держаться от воды подальше.

- А вот один старик из Таммовишкена лег как-то спать и вдруг увидел у своей кровати девушку, - подхватывал эстафету другой знаток местных легенд, хлебнув пивка из штофовой кружки. – Была она прекрасна лицом и облачена в зеленые одежды. Но хозяин дома был уже не молод, любовный пыл его давно угас, поэтому он спрятался от привидения под одеялом. Зеленая дева же, раздосадованная тем, что ее красота была отвергнута, в отместку исцарапала крестьянина всего, но потом все же исчезла.

-3

Рассказывали в деревне и о местной старухе, которая как-то увидела на древнем городище расстеленные неизвестно кем по земле холсты, предназначенные для выбеливания.

«Когда же остальные крестьяне явились посмотреть на те холсты, то не обнаружили ничего, - повествует сказание. – Некоторые люди, впрочем, уверяли, что видели в том же самом месте развешанную по ветвям деревьев серебряную посуду».

Современные исследователи считают, что значительная часть легенд Камсвикуса имеет сравнительно позднее происхождение - они были сложены в начале XIX века и во многом связаны с тогдашним пребыванием в Восточной Пруссии Великой армии Наполеона Бонапарта. Поэтому иногда повествование балансирует на грани вымысла и документального свидетельства.

-4

Так, издавна было известно о существовании на Камсвикусе глубокого колодца. В 1813 году таинственной ямой заинтересовались французы. Сначала внутрь бросали камни, надеясь определить глубину по всплеску воды. Однако из недр земных в ответ не доносилось ни звука. И тогда оккупанты, не желая рисковать лично, надумали спустить в колодец одного старика (пожилым таммовишкинцам, судя по всему, вообще скучать не приходилось). Однако хитрый дед каким-то образом сумел отвертеться от опасной миссии.

Тогда человека, как потом и повелось у ученых всех стран, заменили собакой. Было слышно, как животное под землей громко лаяло, а когда псинку подняли обратно, оказалось, что бедняжка вся изранена. Суеверные простолюдины грешили на злых духов, но местный учитель Лукайтис, как и полагается человеку просвещенному, придерживался куда более прозаичной версии. Он считал, что собачку покусали жившие в своих глубоких норах барсуки.

И напоследок еще одна полубыль-полусказка. В 1810 году земля городища принадлежала одному из таммовишкинских зажиточных крестьян. И тот приметил, что одна из его многочисленных коров каждый вечер куда-то исчезает, а наутро возвращается домой с пустым выменем. В конце концов рачительному бауэру такие выкрутасы надоели, и он задумал избавиться от непоседливой скотины.

- Сведу-ка я ее завтра на рынок и уступлю хотя бы за шесть талеров, иначе пусть хоть черти заберут! - сообщил крестьянин своей жене.

В тот же вечер корова вновь пропала, а наутро вернулась, как обычно, подоенная. Но на сей раз к ее рогам был привязан кошель, в котором было… да-да, вы угадали, ровно шесть талеров! Ошалевший хозяин забрал деньги, и животное снова ушло в сторону скрытого туманом городища. Больше этой коровы никто не видел.

-5

Любопытно, что в ходе раскопок 2002 года археологи обнаружили на Камсвикусе в культурном слое XIX века коровий скелет без одной передней и одной задней ноги. Вполне может статься, прижимистый хозяйчик просто не захотел отдавать животное французским провиантмейстерам, рыскавшим по прусским деревням. Поэтому тайком свел коровенку в лес и забил на мясо. А чтобы отвести от себя подозрения, сочинил вот эту вот мистическую небылицу.

Какое было прозвище у коровы, не известно. Зато фамилию хитроумного крестьянина история сохранила – его звали Крюгер.