Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Для родителей детей с нормальным развитием странно будет читать про такую проблему, как "ребенок не откликается на имя". Здоровый малыш в среднем начинает реагировать на него с 5-6 месяцев и старше. Ну до года точно должен. А вот для сенсорных алаликов и аутистов отклик на имя прямо таки больная тема.

Так как изначальный диагноз моего ребенка звучал как "сенсомоторная алалия", я тоже столкнулась с полным отсутствием реакции на свое имя. Объясню почему так происходит.

Сенсорную алалию связывают с поражением височной доли мозга - зоной Вернике. Это область мозга, ответственная за распознавание речи. При сенсорной алалии у ребенка сохранный слух. Он слышит. Но слышит, к сожалению, не значит, что он понимает. Если для нас каждое конкретное слово имеет определенное значение, то для сенсорного алалика слово это всего лишь непонятный набор звуков. Он не соотносит, что стол, например, это такой-то предмет мебели, а яблоко - такой-то фрукт.

Постоянно слыша вокруг себя неразборчивый фоновый шум, ребенок прекращает реагировать на речь, так как зачем она ему нужна, если он не понимает её смысла? Имя тоже представляет для ребенка бессмысленный набор звуков. Когда я это поняла, я пришла к очень логичному выводу - чтобы сын начал реагировать на свое имя, его нужно наполнить смыслом!

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Я уже писала в статье о первых симптомах аутизма, алалии и ЗПР про то, что, если вы видите, что ребенок не откликается, не надо его бесконечно просто так звать. Это сделает для него имя еще более бессмысленным словом. Нужно звать по имени исключительно с какой-то целью.

Как учились мы?

В тот момент, когда я учила сына реагировать на имя, на улице было лето. Он обожал от меня убегать куда глаза глядят. Остановить его могли только одуванчики, которые он почему-то сильно любил. Так вот, он разворачивался, собираясь бежать куда-то по своим делам, а я в этот момент срывала одуванчик и говорила ему в спину с восторгом, громко, но не быстро, при это максимально разборчиво (это тоже важно для алаликов): "Лёва, смотри!".

Важно: обязательно нужно использовать яркую тональность речи, какой-то неподдельный восторг. В общем, играть на эмоциях. Сухое "Вася, смотри автобус" тут бесполезно. Ребенок не понимает речь - ему всё равно что вы там скажете. Но его интерес может вызвать то, что мама как-то очень необычно говорит. То есть, заинтересовываем не сутью речи, а ее тональностью.

Таким образом, поначалу ребенок будет реагировать не совсем на свое имя, а на ваши эмоции, тональность, к которым бонусом идет что-то выгодное для ребенка. Вот у меня это были одуванчики. Потом я начала добавлять листочки, кошечек, машинки, чтобы у сына формировалось понимание, что я называю Лёвой его, а не одуванчик или кошечку. Постепенно (у нас на это ушел где-то месяц) до него дойдет, что мама не просто так говорит определенное слово - он поймет, что это ЕГО так зовут. И вы получите стойкий отклик на имя.

Вы можете использовать какие угодно вещи, лишь бы ребенок от них получал позитивные эмоции и радовался им - то есть, видел лично для себя выгоду и смысл поворачиваться к вам. Тогда он увидит и смысл в своем имени.

Я видела в интернете похожий метод: нужно громко хлопнуть ладошами или постучать, чтобы привлечь внимание ребенка, потом сказать его имя и сразу поощрить, закрепляя последовательность "имя=награда". Мы и его пробовали, правда у нас не сработало. Но игра с интонацией зашла на ура. Поэтому пробуйте, переделывайте методы под себя и у вас обязательно всё получится :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме: