Психолог в школе - это не только ученики. Часто психологи сталкиваются с умопомрачительными требованиями от администрации. Приходится изобретать велосипед или снимать звёзды с неба. Иногда такая работа даёт неожиданный и приятный эффект.
Администрация сказала НАДО
Вызывают меня к заместителю по воспитательной работе и требуют: "Принеси ка нам то, не знаем, что, оформи по форме, отчёт подробный прорисуй и рекомендации на основе - дай!" В общем, требуют мониторинг уровня воспитанности школьников, но ни определения, ни критериев, ни методик, как водится, не дают. СОЗДАЙ И ОПИШИ, говорят. ОЧЕНЬ НАДО, говорят.
Педагог-психолог ответил ЕСТЬ
Я, конечно, ни ума, что за зверь такой - воспитанность, и как к нему, значица, с сантиметром подлезть. Пришлось искать в "интернетах". Оказалось, что не мне одной такие грабли подложили. В общем, нашли коллеги-психологи, как этот фокус провернуть с минимальными времяпотерями, поскольку и на нормальную-то работу времени и сил не хватало категорически.
Как чушь стала статистически значимой чушью
Есть такая методика "Оценки самооценки личности методом анкетирования", состоящая из одного вопроса: "На сколько Вы оцениваете уровень воспитанности своей личности? Оцените от 1 до 10 баллов". Ну я, не будь дурой, сделала ещё проще: нарисовала шкалу, объяснила педагогам, что...
вот там внизу ну совсем невоспитанные дети, которые раскидывают кашу в столовой и отправляют в известное место учителей, а вот здесь, вверху, все такие из себя самые правильные, за партой ровно сидят, по коридору строем маршируют и т.д. Раздайте детям, пусть сами себя отметят на этой шкале. Ежели хотите лишнюю работу, можете и родителям по поводу их чад такое же задание дать, а потом сами третьей отметкой своё мнение оформить на каждого ребёнка.
Оптичено
Не поверите, дорогая редакция, нашёлся один учитель, который таки сделал все три отметки на каждого ребёнка. А юмор ситуации заключался в том, что класс этого педагога - "оторви, выбрось и забудь" - по оценкам детей оказался самым воспитанным в школе. Но и это ещё не всё: ученики, не привыкши бросать угроз на ветер, собрались, застегнулись на все пуговицы... и на полтора месяца мы вдруг задышали свободно.
Случился казус с 7м классом, и я до сих пор не знаю, как административный чудовсхлип смог то, что не удавалось всей школе. Но смог он это только один раз. Более сия волшебная надобность не сгодилась ни на что. Галочку, конечно, поставили.