Мой любимый философ Алексей Федорович Лосев как-то произнес, беседуя с одним из своих учеников: «Меня многие считают счастливым: профессор, доктор наук, печатается, а я считаю прожитую жизнь неудачной. Я хотел быть настоящим монахом, а стал не поймешь кем: два раза женился: я хотел заниматься одним – работаю над другим. Бог наделил меня различными дарованиями: я был звонарем, регентом, хорошо знал церковный устав, литургию. Наиболее постоянной моя любовь была и остается к богослужению, но даже этого я был лишен… С чем предстану перед Богом?» (http://ignis.orthodoxy.ru/?page_id=1808)
Я, признаться, несколько скептически отношусь к подобно рода цитатам, порою сомневаясь в их аутентичности. Все-таки перед нами не прямая речь Лосева, а воспоминание о ней. Человек же часто слышит не то, что ему говорят, а то, что хочет услышать. Но будем считать: смысл передан верно, и тогда я, как христианин, действительно сожалею, что Алексей Федорович не стал настоящим монахом, коему дозволено было бы, в числе прочего, заниматься богословием. Всецело. У него же на сей счет одна-единственная работа, посвященная Имени Божиему. И та не закончена.
А грамотно написанных богословских монографий, конфессионально не ангажированных, к тому же выполненные на стыке с античной философией (платонизмом, прежде всего) – их-то, на мой взгляд, нам весьма не хватает. Да и проповеди его, если бы Лосев (в монашестве Андроник), их произносил, было бы крайне интересно послушать.
Вообще преподобный Максим Исповедник еще в VII веке писал о двух типах логосов. Первый (далее цитирую о. Андрея Кураева) – «”логос сперматикос”, семенной логос. Это — замысел Бога о каждом человеке, каждой вещи. «Мысле-воление Божества». Логос сперматикос — это замысел Бога в вечности о каждом из нас, о каждом человеке, вещи, встрече, ситуации». А бывает, «сам придумывает смыслы тех ситуаций, в которых он оказался. Он создает то, что в терминологии Максима Исповедника называется «логос фантастикос». Это придуманный человеком смысл для каждой конкретной ситуации. То есть — фантазм.»
Лосев же прошел, кажется, третий путь. Когда не человек выбирает. А выбирают за него, когда он, в силу обстоятельств, оказывается не в состоянии реализовать замысел Бог о нем. Сам философ писал, в этой связи, о Судьбе, точнее – о своем ее понимании. Но об этом – как-нибудь в следующий раз.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков