Найти в Дзене
Зелёнка

Михаил Шемякин — ученик Серова и Коровина

Имя Михаила Шемякина может показаться кому-то не таким уж безвестным. Михаил Шемякин — не тот ли самый, который создал скульптурную композицию «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве и памятник Петру I в Санкт-Петербурге? Нет, не тот. В отличие от своего почти полного тезки (различаются только отчества), Михаил Федорович Шемякин не снискал заслуженной славы ни при жизни, ни после нее. И только три года назад Музей русского импрессионизма открыл его имя широкой публике, собрав работы художника из 13 музеев и 5 частных коллекций на своей выставке "Совсем другой художник". Он всегда оставался в тени своих великих учителей — Серова и Коровина. В Московском художественном училище два мэтра вели классы вместе, деля друг с другом и учеников, и натурщиц, и приверженность к одним и тем же материалам: жженая кость, белила и светлая охра. Любимой моделью Серова была Вера Калашникова, которую часто писал и Шемякин. Об одной из своих работ он вспоминал: «Тут я заслужил от К. Коровина на ухо

Имя Михаила Шемякина может показаться кому-то не таким уж безвестным. Михаил Шемякин  не тот ли самый, который создал скульптурную композицию «Детижертвы пороков взрослых» в Москве и памятник Петру I в Санкт-Петербурге? Нет, не тот.

В отличие от своего почти полного тезки (различаются только отчества), Михаил Федорович Шемякин не снискал заслуженной славы ни при жизни, ни после нее. И только три года назад Музей русского импрессионизма открыл его имя широкой публике, собрав работы художника из 13 музеев и 5 частных коллекций на своей выставке "Совсем другой художник".

Он всегда оставался в тени своих великих учителей — Серова и Коровина. В Московском художественном училище два мэтра вели классы вместе, деля друг с другом и учеников, и натурщиц, и приверженность к одним и тем же материалам: жженая кость, белила и светлая охра. Любимой моделью Серова была Вера Калашникова, которую часто писал и Шемякин. Об одной из своих работ он вспоминал:

«Тут я заслужил от К. Коровина на ухо: «Рафаэль!», но Серов услышал (он стоял рядом) и с сердитым лицом отошел… <…> Я довел его [рисунок] до конца, но совершенно по-новому. Я понес Серову показывать этюд. Серов взглянул и сказал только одно слово: «Хорошо». И добавил, глядя в упор на меня, и зло, и одобряюще: «А все-таки не то, что было»».
— Михаил Шемякин.

Художнику позировали многие, его любимыми моделями были, конечно, дети и жена — стандартный набор. Кстати, благодаря своей супруге Шемякин вращался в музыкальных кругах (ее отцом был чешский скрипач Иван Гржимали) и прослыл «летописцем музыкальной Москвы». За каждым портретом стоит история известного сопрано или скрипки: композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица и солистка Надежда Салина…

Мать и дитя на солнце
Мать и дитя на солнце

Вот вам анекдот про Алексея Абрикосова, деда художника и владельца кондитерской фабрики. На картине он изображен в полный рост, да с таким сходством, что не на шутку испугал абрикосовского истопника: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что Вы уже встали…» — только и смог он вымолвить, зайдя утром в кабинет и увидев портрет. В реалистичности некоторым картинам Шемякина действительно не откажешь, хотя всё же первую скрипку в его творчестве играет импрессионизм.

Портрет А.И. Абрикосова
Портрет А.И. Абрикосова

Пожалуй, самый узнаваемый лейтмотив живописи Шемякина — гиацинты, которые появляются в пасхальных и даже в рождественских натюрмортах. И Рождество здесь очень даже при чём: в чешских семьях дом в этот праздник украшают весенними цветами, и от семьи Гржимали (жены художника) традиция перешла в семью Шемякина.

Гиацинты у елки
Гиацинты у елки

С приходом советской власти в творчестве художника появляются даже приглушенные отголоски кубизма.

«Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист-импрессионист-кубист»

— сказал ему однажды Владимир Маяковский. Но в новоявленном государстве талант Шемякина пришелся не ко двору: ему не удавалось провозглашать в своих картинах новые коммунистические идеалы. «Пионеры на отдыхе» актуальны лишь по сюжету, а по форме — всё те же лирические индивидуализированные персонажи, смотрящие на зрителя сквозь туман дореволюционных лет. «Соцреалистическое» творчество с ностальгическим ароматом «антоновских яблок».

Пионеры на отдыхе
Пионеры на отдыхе

Понравился художник? Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях, подарите им частичку прекрасного в это непростое время!

-8