ЦВЗ «Манеж» всегда выбирает актуальные темы, но в этот раз музей превзошел сам себя, смело расширив аудиторию. Глядя на разношерстных посетителей, нельзя усомниться в том, что кинетическое искусство объединило творчество, науку и этику. Философ-футуролог Николай Федоров писал, что музей будущего должен стать «не собором только ученых, а собирание всех; назначение музея быть "ловцом человеков"!». Казалось, что слова русского космиста наконец-то начали сбываться, ведь в Манеж (прошу заметить, не в Эрмитаж) выстроилась очередь! Отрадно видеть, что петербуржцы предпочитают провести свой досуг в музее. Манеж задает планку для всех остальных учреждений культуры, демонстрирует, как рассказывать истории через выставки, чтобы люди захотели их услышать.
«Лаборатория Будущего» - живая, движущаяся, звучащая выставка. Кинетические объекты часто интерактивны, с ними можно вступать во взаимодействие, играть, разгадывать их загадки. Однако Манеж удивительным образом удерживает равновесие между развлекательным компонентом и образовательным: ни на минуту не забываешь, что каждая часть экспозиция посвящена задаче более высокого порядка - исследованию. Знакомясь с разделами, посвященными синестезии, искусствометрии, зрению и пространству, невольно проникаешься романтическим настроением кинетиков. И вновь задумываешься о том, что между техническими науками и искусством есть кое-что общее — стремление к познанию.
Этикетаж и сопровождающие выставку цитаты/тексты доставили отдельное удовольствие. Советую обратить на них внимание. В качестве мотивации предлагаю поискать объект, которому соответствует следующее описание:
«Сижу как-то и ем куриный бульон. Задумчиво смотрю в тарелку, а там жиринки плавают и на дне тарелки что-то увеличивают, оптические эффекты производят. Э-э-э думаю, хороший кинетический объект можно сделать. Берем оптические линзы, вклеиваем их в плексиглас, ставим на мотор, делаем линеарный растр, на фоне которого располагаем линзы. Кинетический объект "Сферы" готов».