За использованные в посте материалы благодарим Музей «КАМАЗа» и лично его директора Александра Чухонцева.
В материале «Обед по расписанию» мы рассказали о том, как было организовано питание строителей автогиганта. Сегодня расскажем о всей транспортной логистике строительства. Некоторые комментаторы в сети — очень забавные люди. Например, однажды был такой комментарий под фотографией строительства: а чего это на фото Кразы и ЗИЛы, где сами КАМАЗы-то? КАМАЗов-то как раз ещё не было на свете, а транспорт для стройки был нужен. Как он был организован — читайте в данной статье.
Эта схема автомобильных дорог «КАМАЗа» отражает ситуацию на 1 января 1974 года.
С начала строительства выполнено без малого 85 км автодорог, в планах на год – ещё 27,6 км. Наибольшее внимание планируется уделить транспортным путям в районе автомобильного, литейного заводов, РИЗа и в промкомзоне.
Дорога к стройплощадке «КАМАЗа» была готова до прихода на неё большой стройки. Осенью 1971 года внимание сконцентрировано на внешних автодорогах. Вариант временных трасс был отвергнут сразу. Из-за дефицита материалов вместо известнякового щебня в основание дороги клали дорогой – гранитный, но другой тип покрытия вёл к удорожанию. За финансовой поддержкой Л. Б. Васильев обращается к заместителю Косыгина – В. Н. Новикову.
В нашу гавань заходили корабли – и грузовые, и пассажирские. Историки говорят об основании челнинской пристани в 1850 году, связывая её с развитием пароходства. Наличие судоходной Камы, как известно, стало одним из главных аргументов в решении вопроса о строительстве автогиганта именно в Набережных Челнах: водная артерия могла использоваться для доставки стройматериалов, сырья, оборудования, комплектующих. Действительно, в 1972 году пристань работала как речной порт.
Что такое стройка? Это, прежде всего, дороги, подъездные пути. В Набережных Челнах словно все четыре стихии дали своё «добро» на строительство автогиганта: люди, грузы, оборудование прибывали по реке – через речной порт, по железной дороге, по автомобильным шоссе, по воздуху.
Старожилы помнят: первый – ещё даже не аэропорт, а аэродром – находился в Челнах в посёлке ЗЯБ, в районе старого (теперь уже) автовокзала.
Доставка специалистов и документации из столицы в Челны и обратно осуществлялась по воздуху. С апреля 1971 года дирекция арендует Ил-14 у казанского авиаотряда. Аэропорт Быково выделил для приёма этого рейса специальные часы, но график для «КАМАЗа» неудобен, и потому Л. Б. Васильев в письме от 13 июня 1973 года, «в виде исключения, учитывая особую важность и сокращённые сроки строительства Камского автозавода», просит своего коллегу – заместителя Министра гражданской авиации – снять ограничения.
Положительное решение следует незамедлительно, уже 19 июня 1973 года: отныне взлётная полоса для камазовского самолёта будет находиться в любое время. С осени камазовцы будут летать уже не на Ил-14, а на Як-40.
Аэропорт «Бегишево» был построен в 1970–1971 годах на левом берегу Камы, в 21 км от Нижнекамска и в 24 км от Набережных Челнов. 25 декабря 1971 года был совершён первый рейс экипажем самолёта АН-24. С 2008 года аэропорт стал дочерним предприятием «КАМАЗа».
Следующий исторический пост будет посвящён рождению Нового города — района новостроек в Набережных Челнах, который появился вместе с «КАМАЗом», растёт и ширится и в настоящее время.