Первый пассажирский маршрут из Ливерпуля в Манчестер, был проложен по чертежам английского инженера Джорджа Стефенсона. "Стефенсовская", или стандартная, самая популярная колея в мире. Ее ширина - 1435 мм. Около шестидесяти процентов всех мировых железнодорожных путей, обладают данным стандартом. Не переоборудованными, под общемировую железнодорожную сеть, остаются железные дороги прибалтийских государств, Финляндии, стран бывшего СНГ, Португалии, Ирландии, Испании. Так почему, европейская дорога, на границе стран бывшего союза, увеличивается до "русского стандарта"?
История колеи российской железной дороги
С начала основания, середины 19 века, Россия, не имела одного стандарта железнодорожного полотна. Например царскосельская дорога, обладала путями, шириной 1829 мм. На Сахалине, вплоть до 2019 года, использовалась ветка, шириной 1067 мм. Но с построением Николаевской железной дороги, российская, а в последствие общесоюзная колея, прокладывалась под один размер - 1524 мм, что на 89 мм, шире европейской. Затем после 1970 года, всесоюзные маршруты, для снижения износа подвижного состава и удешевления эксплуатации, подогнали под стандарт 1520 мм. Но железнодорожные сети и составы метрополитена Финляндии, до сегодняшнего дня, используют стандарт 1524 мм.
Почему 1524 мм?
Точных фактов, на основании чего, был выбран данная ширина рельс, нет. Но существует два предположения:
- Николаевская ветка, строилась под руководством американского инженера, Дж. В. Уитлера. А на то время, этим стандартом обладали железнодорожные колеи южных штатов США. К тому же, в переводе на американские метрические стандарты, 1524 мм, равны ровному числу - 5 футам, или шестидесяти дюймам. К тому же, идея сделать колею уже, чем "стефенсовская", показалась соратникам американского инженера удачной. По их мнению, это придавало железнодорожным составам, большую скорость и повышенную устойчивость.
- Вторая версия - военная. Как известно, все, что не строится в России, делается с учетом эксплуатации во время войны. И теоритически, иной от европейской, стандарт колеи, затруднил бы снабжение вражеский войск, в случае вторжения на территорию Российской Империи.
И факт номер два, на самом деле ближе к действительности. Во времена Николя Первого, армейская логистика при помощи лошадей, окончательно проиграла железнодорожному варианту. Поэтому, скорость наступления армий неприятеля, был напрямую связан, со скоростью паровоза.
В дальнейшем, во времена второй мировой, нестандартный размер российской колеи, вызывал немало проблем, при наступлении немецко-фашистких войск. Железнодорожные эшелоны, приходилось каждый раз подгонять под советские рельсы, что затормозили продвижение армии, до скорости 20-30 км в сутки.
Никаких преимуществ, кроме "неудобства" во время войны, колея шириной 1524 мм, перед "стефенсовской", не имеет. При переходе с российского стандарта на европейский, происходит путем смены колес подвижного состава. Некоторые приграничные районы, оснащены путями имеющими различную ширину рельс.
СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ:
>> Таинственное исчезновение итальянского поезда;
>> На вокзалах Парижа запретили поцелуи;
>> Место где Анна Каренина бросилась под поезд;
>> Самая короткая железная дорога в мире.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал и группу ВКонтакте.