На первый взгляд, самым логичным действием, если
двигатель автомобиля перегрелся, является остановка и прекращение
его работы.
Но будет ли это, на самом деле, наиболее оптимальным вариантом,
и что может произойти с мотором, если он будет заглушен в
перегретом состоянии?
В зимнее время года водители автотранспорта нередко отвыкают от
необходимости частого включения вентилятора системы охлаждения, к
тому же, на хорошем автомобиле он работает достаточно тихо. Но
внимательный владелец, прислушивающийся к работе собственного
автомобиля, сможет услышать ровный шум его работы при выезде в
первые теплые дни, именно в тот момент, когда соберется переключить
ключ зажигания в положение «выключено».
Охладительная система мотора. Стабильность
работы мотора обеспечивается таким устройством, как термостат. Этот
прибор имеет несложную конструкцию, и посредством работы клапанов
выполняет регулировку потока антифриза, поступающего из радиатора
охлаждения в двигатель. Но иногда может возникать ситуация,
когда жидкость из радиатора начинает поступать в мотор уже не такой
охлажденной. Здесь и начинается работа для охлаждающего
вентилятора, обеспечивающего имитацию встречного воздушного
потока.
На многих моделях автомобилей работа вентилятора продолжается и
после того, как зажигание будет отключено. Это не даст большой
пользы горячему мотору, так как работа водяного насоса уже не
выполняется, и поступления антифриза из радиатора нет. Но это будет
лучшей ситуацией, чем просто отсутствие поступления воздуха. Причин
для этого три:
- На пути движения воздуха находится не только радиатор, но и сам
двигатель. В подобной ситуации дополнительный
обдув для него будет совершенно не лишним; - Даже в том случае, если насос остановлен, охлаждающая жидкость
не находится в состоянии полного покоя, а медленно перемещается за
счет процесса естественной конвекции; - Кроме системы охлаждения при помощи жидкости, на пути движения
воздуха становится еще и топливная рампа. Для предотвращения
закипания в ней горючего, и выделения из него вредных веществ,
рампа и форсунки должны быть немного охлаждены.
Распознание перегрева. В первую очередь, не
стоит путать перегрев мотора с простым включением вентилятора. Если
из-под капота стал раздаваться звук работающего вентилятора, не
стоит впадать в панику, так как эта ситуация является вполне
стандартной. Автомобиль подобным образом старается понизить
температуру антифриза, и как только машина наберет большую
скорость, вентиляторы отключатся. Поводом для беспокойства может
стать ситуация, когда стрелка индикатора начинает уходить в красную
зону, а от мотора в салон начинает поступать ощутимый поток
горячего воздуха.
Необходимость глушения двигателя. Большая часть
автомобилистов постарается сразу остановить мотор, и открыть крышку
капота для его остывания. Но такие действия не будут правильным
вариантом. Причина в том, что работа системы охлаждения
осуществляется только при работающем двигателе. Как только он будет
заглушен, циркулирование охлаждающей жидкости моментально
остановится. Понижение температуры разных деталей двигателя
происходит с разной скоростью, так как одни, остыв, подвергаются
процессу сжатия, а другие, которые еще не успели остыть, по —
прежнему находятся в расширенном состоянии. Следствием этого может
стать появление таких неисправностей, как искривление головки блока
цилиндров и заклинивание поршней.
Итог. При перегреве двигателя автомобиля, ни в
коем случае не стоит глушить мотор, так как при этом прекратится
работа системы охлаждения, а это может закончиться появлением
серьезных неисправностей.