Наверно найдется очень немного людей в нашей стране, которые не видели бессмертную комедию Леонида Гайдая «Опрация «Ы» и другие приключения Шурика», вышедшая в прокат в 1965 году. Как известно, фильм состоит из трех новелл, но я в этой статье остановлюсь только на одной из них - под названием «Наваждение».
В этой новелле подробно показан эпизод с попыткой студентов политехнического института «Дуб» и «Костя» во время очередной сессии сдать экзамен по физике с помощью радиосвязи (роли мастерски обыграны артистами Виктором Павловым и Виктором Зозулиным соответственно). Понятно, что в фильме этот сюжет был несколько утрирован в соответствии с законами комедийного жанра. И хотя студент Дуб получил «неуд» по предмету, по аппаратуре видно, что эти ребята были опытными радиолюбителями и хорошо владели необходимыми познаниями в радиотехнике.
Давайте проведем здесь небольшой анализ.
В «апартаментах» Кости размещена довольно мощная и сложная радиостанция на радиолампах, сделать которую могли только очень грамотные и технически подготовленные студенты. Естественно, что такая радиостанция должна была иметь официальную регистрацию и требуемые разрешения для своей работы (не думаю, что Гайдай имел ввиду «подпольную» радиостанцию). В Костиной комнате хорошо видна антенна очень похожая на проволочную двухэлементную 3-х диапазонную антенну КВ-диапазона с направленной диаграммой, выполняющая поиск в очень узком секторе и развернутая с помощью двух деревянных вешалок (вероятно – для большего комизма). Заметим, что в комнате антенна находится на малой высоте, а такое размещение антенны возможно, если комната Кости расположена на одном из верхних этажей многоэтажного студенческого общежития.
У Дуба радиостанция довольно малогабаритная, что указывает на ее полупроводниковую базу, причем в фильме хороши видна антенна с не направленной диаграммой направленности, которую легко можно спрятать под одеждой. Такая антенна не могла обеспечить большую дальность радиосвязи, причем комната Дуба располагалась на 1-м этаже «общаги», об этом говорит растительность, видимая из окна. Т.е., связь в УКВ диапазоне между нижним этажом Дуба и верхним этажом Костей в здании была бы не устойчива.
Отсюда напрашиваются следующие выводы: радиостанции работали в КВ диапазоне, на частотах, разрешенных для радиолюбителей в пределах 1,5-29,7 Мгц; расстояние между радиостанциями Дуба и Кости должно быть сравнительно небольшим; а портативная КВ-радиостанция студента Дуб была именно тем изобретением, которое Профессор (артист Владимир Раутбарт) оценил на «отлично».
Кроме этого, можно заметить, что при ведении радиообмена («Костя, как слышимость? Как слышно? Как меня слышишь? Прием») хорошо слышен щелчок тумблера переключения с "передачи" на "прием", что указывает на симплексный режим работы радиостанций, а это подразумевает работу приемника и передатчика радиостанций на одной частоте .
По задумке режиссера у студента Дуб были громоздкие наушники, замаскированные повязкой для «больного уха», хотя в то время уже можно было найти малогабаритные телефончики (хотя бы от слуховых аппаратов).
Укажу еще на пару явных «ляпов». Вероятно, Дуб и Костя не были первооткрывателями такого способа сдачи экзаменов, поэтому Профессор был к нему вполне подготовлен. Заподозрив Дуба, Профессор сначала включил свой радиоприемник на частоте переговоров Дуба и Кости. Спрашивается: каким образом Профессор знал эту частоту? ведь современных быстрых сканеров в ту пору еще не было, да и для пеленгации нужной частоты необходимо некоторое время. Вывод один – это просто шутка.
Второе. Профессор включил генератор активных шумовых помех, хотя над его изготовлением можно было и не «париться». Такой широкодиапазонный генератор вполне заменяла советская электробритва «Харкiв», которая «забивала» все теле-радиоприемные устройства в радиусе до 20 метров.
Включив генератор помех, Профессор с сочувственным видом подошел к студенту Дуб и поинтересовался состоянием его здоровья, после чего он взял у Дуба микрофон и, не выключая генератор помех, изрек легендарную фразу «Профессор конечно Лопух, но аппаратура при нем, при нем, как слышно?». Спрашивается, как можно было вести эту передачу при работающем генераторе помех?
Прошло более десяти лет. Я проходил службу в Центральной группе войск в должности командира подразделения связи зенитно-ракетного полка. И вот настало время поступать в военную академию. Вступительные экзамены в группе войск тогда принимались выездной комиссией недалеко от моей части. Все вступительные экзамены я сдал на «отлично», оставался последний предмет – «Уставы Советской Армии». В этом предмете требовалась одно - «зубрежка», запоминание наизусть целых статей общевоинских уставов. И тут меня стало «клинить», эти самые статьи ни как не лезли в голову и я всерьез забеспокоился. Но за пару оставшихся до экзамена дней в солдатском клубе показали фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», который и натолкнул меня на мысль использовать опыт студента Дуб. Я вспомнил, что в моем войсковом хозяйстве было несколько УКВ радиостанций Р-147, предназначенных для оснащения стрелков-зенитчиков комплекса «Стрела-3».
Эта радиостанция имела 4 фиксированных канала и весила менее 700 г. По своим габаритам радиостанция немного превышала пачку сигарет «Столичные» и обеспечивала связь на дальности около 1 км. Элементы питания (батарейки «Акация») то же были в наличии. Быстренько «смотавшись» в свою часть, подобрав две радиостанции одной серии, я за одну ночь их «модернизировал»: ленточные антенны заменил отрезками проводов и изготовил новые гарнитуры. В качестве микрофонов использовал ДЭМШ-1А, телефонов – ТМ-2А, а тангенту оставил «родную». Микрофон своей радиостанции я закрепил на запястье левой руки двумя витками бинта, а телефон разместил в кулаке левой руки и прикрепил его к специальной резинке. В случае «опасности» я разжимал кулак и телефон под воздействием резинки «улетал» в рукав рубашки. Саму радиостанцию и тангенту разместил на правом боку под рубашкой и закрепил ремнем брюк, так что бы можно было быстро «включать – выключать» рацию и переключать тангенту.
Накануне экзамена я и мой товарищ (то же из числа абитуриентов) провели репетицию и отработали все нюансы. Вроде все получалось. В день экзаменов мой товарищ разместился в соседней аудитории, а я храбро в числе первых абитуриентов подошел к столу с билетами. Неожиданно мне попался билет, который я хорошо знал и прибегать к помощи радиосвязи не пришлось. Получив свой «пятак» я поменялся с товарищем местами, которому то же попался неплохой билет, но все же один вопрос пришлось продиктовать ему по рации.
Таким образом, была подтверждена концепция студента Дуб о возможности сдачи экзаменов с помощью портативных средств связи.
Но наступили новые времена, техника далеко шагнула вперед и уже новые недремлющие студенты используют её в своих новых хитроумных технологиях. Это я вам, точно говорю, как бывший преподаватель.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии. Помогайте развивать этот канал. Смотрите следующие армейские истории
Спасибо за прочтение, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии
Больше статей на моем канале ТУТ
например как влияет пиво на обороноспособность Чехии