Это любопытная история из жизни освоения западной границы молодых Соединенных Штатов. Пусть и с неизбежными преувеличениями она дает представление о том, как происходили "пиратские" нападения индейцев на суда переселенцев, идущих по реке Огайо.
Ранней весной 1791 года человек по имени Уильям Хаббелл, уроженец Вермонта и капитан ополчения, возвращался с Востока к своей семье на фронтир в Кентукки. Самый легкий путь на запад проходил по реке Огайо и ее притокам. Поэтому капитан приобрел плоскодонку на реке Мононгахела и отправился в плавание. Это было его второе путешествие вниз по западным водам.
По пути Хаббелл подбирал попутчиков, очевидно не за бесплатно, и пока он добрался на устья реки Большая Кэноу их число составило 20 человек - 9 мужчин, 3 женщин и 8 детей. Среди мужчин были сам Хаббелл, м-р Дэниел Лайт, м-р Уильям Пласкут (с большой семьей), Джон Стоунер, господа Рэй и Такер, мистер Килпатрик (с 2 дочерьми), ирландец и немец чьи имена не сохранились.
Во время путешествия по реке люди видели грозные предупреждения, что может стать с неосторожными путниками. Совсем недалеко от Питтсбурга они наткнулись на остатки сожженной лодки, севшей на мель и разграбленной индейцами. Когда лодка достигла устья Большой Кэноу, в поселении Галлиполис было получено сообщение о большом отряде индейцев, промышлявших разбоем вниз по течению Огайо.
Хаббелл, как наиболее опытный из экипажа, был назначен капитаном судна. Он установил четкий график ночных дежурств - девять мужчин были разделены на три смены по два часа каждая. Все оружие на борту, состоявшее, в основном, из старых мушкетов, было собрано вместе в сухом и удобном для доступа месте.
Беспечные попутчики
Вечером 23 марта 1791 года плоскодонка Хаббела догнала небольшую флотилию переселенцев из 6-ти лодок. Передвигаться вместе было безопаснее и капитан присоединился к этой группе. Однако, их новые попутчики, казалось, более склоны веселиться чем сражаться. Несмотря на протесты Хаббела на лодках был разожжен огонь и устроена вечеринка с танцами и выпивкой, вместо ночного отдыха и организации охранения.
Мудро посчитав, что с потенциальными самоубийцами им не по пути. лодка Хаббелла оторвалась от беспечных попутчиков. Их примеру последовал еще один капитан лодки - Грейтхаус. Он некоторое время следовал за Хаббеллом, но потом экипаж лег спать и лодка Грейтхауса потерялась в темноте.
В самом начале ночи мимо плоскодонки Хаббелла скользнула неясная тень, смутно напоминавшее индейское каноэ, поэтому бдительность была усилена в ожидании неизбежной атаки. Женщин и детей поместили на полу надстройки, окружив как бруствером сундуками и багажом.
Замануха
Ранним утром с северного (индейского) берега Огайо послышался голос, говоривший на хорошем английском, который умолял пристать к берегу и спасти его от индейцев. Капитан не был новичком и прекрасно знал, что это один из любимых способов заманивать неосторожных речных путников в засаду. Он поднял людей по тревоге и велел вооружиться.
Вскоре мольбы с берега превратились в проклятия, а в утреннем тумане стали слышны всплески весел, приближающихся с носа неизвестных судов. Вскоре экипаж плоскодонки увидел три индейских каноэ набитых воинами (25-30 человек).
За борт полетело все ненужное, что могло помешать передвигаться по палубе во время боя. Мушкеты были заряжены, определена очередь огня, чтобы в стрельбе не было большого перерыва и дистанция, с которой требовалось открывать пальбу, как выразился Хаббелл "чтобы пламя от выстрела могло опалить их брови".
Абордаж
Индейские каноэ разделились и стали приближать с трех сторон к плоскодонке - с носа, кормы и правого борта. Индейцы начали вести обстрел,как только приблизились на мушкетный выстрел. Первый залп сразил мистера Такера, чуть не оторвав ему бедро (нога держалась на небольшом лоскутке плоти) и мистера Лайта, пуля вошла ему в живот пониже ребер.
Каноэ приблизились ближе и тут уже заговорили ружья белых. Хаббелл приподнялся из-за борта и был готов выстрелить, когда меткая индейская пуля попала в ружейный замок. Капитан не растерялся и схватил горящую головню из лодочного очага, поднес ее к затравочной полке и выстрелил.
Теперь ружейная пальба с обеих сторон стала непрерывной. Капитан в третий раз поднял свой испорченный мушкет, когда пуля попала ему правую руку. Боль и шок от ранения не помешали Хаббеллу увидеть, как каноэ подошло к носу лодки, где были привязаны их лошади. Схватив 2 кавалерийских пистолета, он кинулся отражать абордаж.
Некоторые индейцы уже схватились руками за борт лодки, когда капитан разрядил в них оба пистолета, причем одним из выстрелов поразив самого здоровенного дикаря. Индейцы оттолкнулись от лодки, но и сам Хаббелл теперь был безоружен и был вынужден отступить обратно на корму.
Отступая капитан запнулся за кучу дров у очага и тут ему в голову пришла гениальная идея. Он начал так метко швыряться поленьями, что индейцы взвыв отступили и перенаправили свои усилия на лодку Грейтхауса, которая оказалась в поле зрения.
Большая разница
Экипаж плоскодонки Грейтхауса показал большую разницу с ожесточенным сопротивлением лодки Хаббелла. Все пассажиры забились в надстройку и не препятствовали абордажу. Индейцы спокойно поднялись на борт и убили томагавками Грейтхауса и мальчика лет 14-ти.
Потом они посадили пленных женщин в середину каноэ и снова отправились в погоню за Хаббеллом. Капитан мудро и жестоко рассудив, что "самосохранение - первый закон природы", приказал продолжать огонь несмотря на живой щит из белых пленниц.
Вторая атака
На момент второй атаки на плоскодонке оставалось всего 4 мужчин, способных продолжать сражаться, причем в их число входил дважды раненный капитан. Защитники стреляли в перерывах между индейскими залпами, когда их противники перезаряжали ружья.
По видимому огонь с лодки был достаточно меток, потому что индейцы развернули свои каноэ и направились к берегу. Одним из последних выстрелов Хаббелл убил или тяжело ранил индейца, сидевшего за кормовых веслом одного из каноэ.
Обстрел с берега
За время боя лодку слишком близко поднесло к вражескому берегу. На весла сели Рэй и Пласкут, единственные кто не получили никакого ранения. Они живо принялись за работу, отгребаясь от опасного берега, который уже был на расстоянии 20 ярдов (18 метров).
В этот момент на берег высыпал большой отряд индейцев (рассказчики сообщали о 400-500 воинов, что вряд ли возможно) и начал обстрел судна. Гребцы сидели за высокими бортами, к тому же прикрытые одеялами с кормы, поэтому находились в относительной безопасности. Только стук пуль по борту и веслам заставлял их быстрее грести спасаясь от гибели.
Мистер Килпатрик, единственный не занятый управлением лодкой, решил уложить еще одного дикаря и несмотря на предупреждение капитана поднялся над бортом в носу лодки. Самонадеянность Килпатрика была наказана и он упал среди убитых лошадей с пулей во рту и в сердце.
После боя
Обстрел продолжался почти 20 минут, пока усилия гребцов и водный поток не вынес лодку на середину реки вне досягаемости индейских ружей. Плотность огня была таковой, что на двух веслах с обстреливаемой стороны насчитали 9 и 10 попаданий.
В последствии зеваки насчитали,что на надводной части борта не было пространства на расстоянии 2 футов (60 см), где не было бы пулевых отметин. На одном одеял, что прикрывали корму насчитали 122 попадания на площади 5 футов.
Из 9 мужчин - Такер и Килпатрик были убиты на месте, Стоунер был смертельно ранен и умер по прибытии в Лаймстоун, а все остальные, за исключением Рэя и Пласкута, были тяжело ранены. Удивительно, что осталась жива одна из пяти перевозимых лошадей.
Женщины и дети не пострадали, за исключением маленького сына мистера Пласкута, который после окончания битвы подошел к капитану и с большим хладнокровием попросил его вынуть пулю из головы.
При осмотре оказалось, что пуля, которая прошла через борт лодки, попала в лоб этого маленького героя и застряла под кожей. Капитан вынул пулю, но мальчик сказал «это еще не все», поднял руку и показал кусочек кости на острие локтя, который был отстрелен и висел только на полоске кожи.
Окончание
Лодка Хаббелла благополучно добралась до Лаймстауна в Кентукки. На следующий день пришли 5 лодок флотилии, которую они встретили по пути. Люди сообщили,что они видели на темном горизонте вспышки от ружей, но не слышали пальбы. Индейцы получил серьезный отпор от экипажа Хаббелла, добычу с лодки Грейтхауса не стали нападать на эти пять плоскодонок.
На место боя из Лаймстауна выступил большой отряд ополченцев. На берегах Огайо были обнаружены несколько мертвых тел индейцев, очевидно убитых во время попытки абордажа и тела убитых и замученных членов экипажа Грейтхауса.
Этот краткий эпизод пограничной жизни дает пример основных тактических схем индейцев Огайо при нападении на лодки переселенцев:
1. Заманивание на берег - не удалось, но будь на месте Хаббелла неопытный новичек-поселенец с востока, то прием бы сработал. Этот метод работал и с опытными пограничниками, например в 1788 году индейцы заманили в ловушку белых, подражая крику индюка и выманили 2-х охотников на берег.
2. Атака каноэ на воде с абордажем - частично удался. Диким воинам в боевой раскраске и вопящим "как демоны" часто не требовалось даже стрелять,чтобы взять на абордаж плоскодонку белых, это ярко показывает пример лодки Грейтхауса.
3. Обстрел с берега - убит один белый и 4 лошади. Если бы безымянный мастер с Мононгахелы не сделал высокие борта у своей плоскодонки, то индейцы бы перебили весь экипаж судна.
Источник "Наша западная граница сто лет назад. Ее жизнь, бои, приключения, вылазки, случаи резни, выживание в плену, разведчики, индейские вожди, женщины-первопроходцы". Чарльз Макнайт, 1876 год.