Начало здесь.
Из Сохи и Большого села наш маршрут лежал в села Столпцы и Коленцы. Между селами этими всего километров 8-10 (в зависимости от выбранной дороги), так что они вполне укладываются даже в очень короткий тур.
Тем более что кроме храмов и руин бывших промышленных предприятий в этих селах мало что осталось. Хотя нельзя сказать. что смотреть здесь совсем нечего - пейзажность в поселках прямо скажем удивительная.
Населенные пункты связывает также общая история - оба они были частью промышленной империи по производству иголок, булавок, спиц и прочих колющих предметов и швейно-вязальных принадлежностей.
В Истье, о котором мы рассказывали в первой части нашего повествования, радением братьев Рюминых и купца Томилина, с высочайшего одобрения Петра I был построен чугуноплавильный завод. Следующим этапом было открытие в 1717 году в Коленцах игольной фабрики. Немного позднее присоединилась фабрика в Столпцах. Так было создано едва не первое предприятие полного цикла: железная руда, добывавшаяся в Рязанской губернии, перерабатывалась на железоделательном производстве в Истье, а полученный металл везли в Коленцы и Столпцы, где из него тянули проволоку и делали иглы.
Создание игольных фабрик в Столпцах и Коленцах позволило избавиться от весьма дорогостоящего импорта и даже ввести серьезную пошлину на импортные товары. Рюмины и Томилин получили фактически монополию на игольное производство в России, чем немедленно и воспользовались.
Игольные фабрики состояли из нескольких строений, преимущественно каменных, так же у предприятия была своя конюшня и скотный двор. Процветание предприятия длилось недолго, так как после смерти отца семейства Рюминых практически все его сыновья утратили интерес к предпринимательству и промышленному производству. Несколько лет тянулись судебные тяжбы, связанные с дележом наследства. Все это время предприятие управлялось из рук вон плохо и налогов в казну практически не платило. Так что когда решение о разделе имущество было принято, за братьями накопились огромные долги. Фабрика на несколько лет была сдана в аренду. В 1752 году предприятие перешло в управление князю Григорию Кильдишеву, который был опекуном и отчимом сыновей Панкрата Рюмина.
Часть доходов от реализации своего колючего товара - а в результате проведенных преобразований и разумного управления фабрики снова приносить серьезный доход новые владельцы фабрик вложили в строительство храма. Храм строился три года и был освящен 23 октября 1755 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм получился изящным и легким - настоящим шедевром архитектуры середины XVIII века. Даже сейчас, несмотря на заброшенность, храм поражает изяществом форм.
В семидесятые годы XVIII века предприятие (а точнее целый промышленный комплекс) приобрел генерал Петр Хлебников, который передал фабрики в управление своему сыну. Николай Петрович Хлебников серьезно реорганизовал и модернизировал производство в Коленцах. Так же для обустройства своих Рязанских имений он пригласил столичного архитектора В. П. Стасова.
Именно Стасов построил Христорождественскую церковь в Истье, а так же главное фабричное здание в Коленцах и еще целый ряд хозяйственных и жилых зданий для Хлебниковых.
Церковь в Столпцах была построена немного позднее - в 1761 году и была освящена в честь иконы Преображения Господня. В документе было указано, что церковь
«зданием каменная, с таковою же колокольней, покрыта железом, крепка. Престолов в было ней три: главный в настоящей, холодной- во имя Преображения Господня; в трапезной, теплой: на южной стороне - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и на северной стороне - во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского."
Церковь была построена в популярном стиле барокко. Храму принадлежало двухэтажное, каменное здание, в верхнем этаже которого находилась церковно - приходская школа, а в нижнем - склад.
Церковь в Столпцах последние несколько лет находится в состоянии перманентой реставрации.
Дальнейшая судьба "промышленной империи" в Истье - Столпцах - Коленцах печальна. Николай Хлебников скоропостижно скончался и фабрики перешли к его сестре Анне, в замужестве Полторацкой. Дмитрий Маркович Полторацкий завез в Коленцы импортное оборудование, частично заменившее ручной труд.
Но их сын Сергей не интересовался семейным производством и был азартным игрок. В результате имения фактически за долги ушли с молотка, а их хозяин уехал за границу. Фабрики постепенно приходили в упадок и в начале XX века были закрыты.
Ну а мы движемся к последней точке нашего маршрута - в Кирицы.
Перевлес
Самый быстрый маршрут из Столпцов до Кириц - в объезд через Истье и Добрый сот. Но мы как обычно не искали легких путей и рванули через Перевлес. В основном с целью осмотреть церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Правда авантюра не удалась - близко подъехать к храму мы не смогли по причине полного отсутствия дороги. Пришлось фотографировать издалека. Но надо сказать, что и на отдалении церковь впечатляет. Колокольня с открытой галереей с колоннадой датируется первой половиной XIX века и считается одной из самых высоких в России. Считается, что она на 6 метров выше колокольни Рязанского Кремля и на 9 метров выше Ивана Великого. Само село Перевлес упоминается еще во времена первых Романовых.
Маршрут построен
Путешественникам, решившим повторить наш маршрут настоятельно порекомендуем двигаться в объезд, так как участок дороги от Перевлеса до трассы М5 отсутствует от слова совсем. 5 километров глухого бездорожья отняли у нас почти пол-часа времени и кучу нервов.
По трассе М5 до Кириц всего 10 км., а от Рязани - 50. Конечно главное украшение - замок-дворец фон Дервизов, авторства Федора Шехтеля. Но сначала мы доехали до храма Воскресения Словущего в селе Сушки. Село практически слито с Кирицами и четкой границы между двумя населенными пунктами нет. Церковь была построена и освящена в 1847 году на месте более древней 1680 года. Интересен тот факт, что за исключением короткого периода после Великой отечественной войны храм не закрывался и продолжал действовать.
Кирицы. Сказочный замок.
Дворец в Кирицах - едва ли не главная архитектурная достопримечательность Рязанской земли. Большинство Рязанских поместий постигла печальная участь - переворот 1917 года и последующие волны грабежей, поджогов и набегов мародерствующих крестьян не оставили от красивейших зданий камня на камне.
По счастью усадьба в Кирицах избежала этой печальной участи. Появлением этого сказочного дворца мы обязаны уже знакомому семейству фон Дервизов и великому Федору Осиповичу Шехтелю.
Сергей фон Дервиз, сын Павла Григорьевича - русского Монте-Кристо и старший брат Павла фон Дервиза (Лугового) - владельца поместий в Старожилово и Сохе. Именно Сергей унаследовал имение в Кирицах и пригласил Ф.О. Шехтеля для строительства дворцового комплекса.
Сергей получил прекрасное образование - домашнее в детские годы, когда семья жила в Нице и Лугано, и университетское - на юридическом и историко-филологическом факультете. Несмотря на унаследованный бизнес и место председателя правления общества Рязанско-Козловской железной дороги, он скорее был натурой творческой, импульсивной и расточительной почти до безрассудности. К юбилею Русского музыкального общества он пожертвовал огромную сумму - 200 тысяч рублей. Сблизившись с композитором Аренским во вполне зрелом возрасте начал обучаться музыке и стал очень неплохим пианистом и даже сочинял музыку на собственные стихи. Делал регулярные пожертвования в пользу студентов Московской консерватории и даже вошел в состав дирекции консерватории.
Безусловно, такая одаренная натура как Сергей Павлович фон Дервиз вряд ли удовольствовалась бы стандартным домом - пусть и удобным и роскошным. Располагая солидным капиталом, хотя и прилично растраченным, С.П. фон Дервиз пригласил рязанскую глубинку молодого архитектора Федора Шехтеля. Усадьба в Кирицах была первым полномасштабным проектом подающего надежды архитектора и позволило раскрыться его недюжинному таланту. Тем более, что заказчик средств для строительства не жалел. Словом Архитектор и Заказчик нашли друг друга.
Главное здание усадьбы стоит над оврагом, спускающимся к речке Кирица. Входная группа Красных ворот украшена двумя декоративными башенками, соединенными арочным мостом. Само здание асимметричное, двухэтажное, украшено портиком с башенками со шпилями. Одно крыло здания завершено пандусом, уставленным скульптурами, другое, соединенное с главным зданием стеклянной галереей, украшено балконом, ограждение которого выполнено в виде гигантского орла. От террасы главного здания к оврагу спускаются две изящные лестницы, уходящие дальше вниз к сложной системе прудов и фруктовому саду. Парк украшен искусственными гротами из дикого камня и скульптурами мифических существ: единорогов, кентавров и оленей. Мост любви, украшен красивыми фонарями. Шлехтель гениально вписал свое нестандартное творение в сложный ландшафт местности.
Шедевр Шехтеля радовал его владельцев недолго. Сергей Павлович как мы писали выше был человеком увлекающимся и мало склонным к тяжкому труду предпринимателя - коммерсанта. Растратив большую часть своего состояния (в том числе на строительство сказочного дворца в Кирицах) он распродал свое имущество и уехал с женой и детьми во Францию.
Следующим хозяином имения был князь Горчаков, который сам в нём не жил, и усадьба стала приходить в упадок. Хотя, вероятно отсутствие хозяина спасло усадьбу от погрома и разорения. И позволило сохранить основные постройки и большинство декоративных элементов фасада.
После революции в усадьбе находилось последовательно сельскохозяйственное училище, потом местный техникум, затем дом отдыха. В 1938 году в особняке был открыт детский санаторий, специализирующийся на лечении костно-суставного туберкулёза.
По странной иронии судьбы именно от этого недуга погибли двое детей Павла Григорьевича фон Дервиза. История, совершив круг, воздала по справедливости. В зданиях, построенных потомком Павла Григорьевича Фон Дервиза, расположилась лечебница, призванная спасать от болезни, убившей его детей.
Противотуберкулезный санаторий расположен в усадьбе и по настоящее время. Поэтому вход на территорию затруднен, а фото и видеосъемка запрещена, особенно на профессиональную фотокамеру.
Еще из важных фактов. Рассказывают что именно в Кирицах снимался добрый и сказочный фильм Золушка с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской и Эрастом Гариным. Так ли это? Известно только что именно Эраст Гарин, сыгравший взбалмошного сказочного короля был уроженцем Рязани. Именно он порекомендовал Кирицы как готовую декорацию для съемок фильма-сказки. Фильм снимался в 1947 году страна еще не оправилась от войны и возможность сэкономить на дорогостоящих декорациях в какой то степени решила судьбу картины.
Вот такое путешествие выходного дня у нас получилось!
Все фотографии, за исключением специально помеченных принадлежат автору блога.
Понравилась эта история - поставь лайк! И если хотите узнать продолжение и вам нравятся истории Нежной совы - подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, а так же на канал "Блог нежной совы" в Фейсбуке