В 10:00 2 апреля 1942 года оперативное соединение TF-18 вышло из залива Сан-Франциско. Помимо авианосца «Хорнет», в него входили два крейсера (Vincennes (CA 44) класса Astoria, введенный в строй 21 мая 1936 года, и Nashville (CL 43) класса Brooklyn, вступивший в строй 2 октября 1937 года). "Венсен" имел стандартное водоизмещение 9600 т и мог развивать 32,7 узла, основное вооружение - девять восьмидюймовых орудий. "Нэшвилл", хоть и считался легким крейсером, был тяжелее (стандартное водоизмещение 9924 т), развивал ту же скорость, но основной калибр имел более скромный - 15 шестидюймовок. Тяжелые корабли сопровождал дивизион эсминцев (Gwin (DD 433), Meredith (DD 434), Grayson (DD 435) и Monssen (DD 436), все – класса «Бенсон»/«Гливс»). Эти новейшие корабли развивали 37 узлов и были самыми быстрыми в TF-18. Последним по списку, но не по значению было судно снабжения/танкер Cimarron (AO 22). Вооруженное немногим хуже эсминца, оно обеспечивало действия соединения на дальних переходах. На пути следования группы осуществлялся поиск субмарин противника силами летающих лодок PBY Catalina.
Вскоре ордер догнал транспортный дирижабль ВМС L-8 ( в августе 1942 г он станет героем мистического происшествия, когда с него в полете исчезнет экипаж), доставивший навигационное оборудование для B-25, которое не успели установить на авиабазе Сакраменто. С этого момента все радиооборудование на кораблях TF-18 использовалось только на «прием»: эскадра шла в режиме строжайшего радиомолчания.
В тот же день Дулитл сообщил экипажам о целях операции, чем вызвал сильное воодушевление. Митчеру же он сообщил, что решил не использовать шестнадцатый бомбардировщик для демонстрационного полета; в бой пойдут все имеющиеся B-25.
8 апреля 1942 года в 12:32 из Перл-Харбора на соединение с TF-18 вышло оперативное соединение TF-16 под командованием адмирала Хэлси. Его возглавлял тяжелый авианосец «Энтерпрайз» (CV 6) – систершип «Хорнета», правда, несколько меньшего водоизмещения. Как и «Хорнет», он шел в сопровождении двух крейсеров (Salt Lake City (CV 25) класса Pensacola и Northampton (CV 26)), а также четырех эсмнцев - Balch (DD 363) класса Porter, Benham (DD 397), головной в серии, Ellet (DD 398) и Fanning (DD385) класса Mahan.
"Солт-Лейк-Сити", введенный в строй 23.01.1929, был самым маленьким крейсером в операции, однако отлично вооруженным (10 орудий калибра 8 дм). По скорости он не уступал более новым кораблям. Его ровесник "Нортгемптон" имел на одно 203-мм орудие меньше. Как и в первом оперативном соединении, в TF-16 имелось судно снабжения AO-25 Sabine, однотипное с Cimarron.
TF-16 двигался с северо-запада на пересечение c курсом TF-18. Свежая погода создавала проблемы для обеих групп. Командиру "Хорнета" Митчеру пришлось снизить скорость, поскольку корпус судна снабжения мог переломиться на волнах. 8 апреля в штормовых условиях "Симаррону" удалось дозаправить эсминцы, но подойти к «Хорнету» на следующий день оказалось невозможно. Назначенное на 12 апреля рандеву двух соединений пришлось отложить на сутки.
Все это время экипажи бомбардировщиков, хотя и страдавшие от морской болезни, были заняты подготовкой. Бывший военно-морской атташе США в Японии кептен Стивен Джерика (Stephen Jurika), читал лекции о Японии и ее целях. Экипажи заучивали визуальные ориентиры, позволяющие сориентироваться на местности, упражнялись в оказании медицинской помощи. Воздушные стрелки проводили практические занятия. Штурманы учились ориентироваться по звездам, нарисованным на палубе.
13 апреля в 06:00 в точке 38 град. северной широты и 180 град. восточной долготы произошла встреча эскадр, после которой общее командование операцией перешло адмиралу Хэлси. Вновь образованное оперативное соединение, обозначавшееся в документах как TF-16, взяло курс 256 град.
Как только позволила погода, танкеры, наконец, передали топливо на авианосцы. Самолеты с "Энтерпрайза" начали патрулирование районов прохождения эскадры. Эсминцы вели постоянный поиск подводных лодок противника.
Две американских субмарины, USS Trout (SS-202) и USS Tresher (SS-200) вышли в район запуска самолетов с приказом топить любые японские суда в зоне видимости. 9 и 10 апреля "Траут" трижды производила торпедные атаки мелких транспортов, но попаданий не добилась. 11 апреля был атакован крупный сухогруз, и одна из двух выпущенных торпед поразила цель, но поврежденному судну удалось уйти.
«Трешер» патрулировала вход в Токийский залив, собирая информацию о погоде. Как и «Траут», она атаковала несколько целей, в том числе крохотную 10-тонную шхуну, но попаданий не было. Лишь 10 апреля ей, наконец, удалось пустить на дно сухогруз «Садо Мару» водоизмещением 3000 тонн. Вскоре японцы обнаружили «Трешер» и атаковали глубинными бомбами, в результате чего лодка не удержалась на глубине и провалилась на отметку 120 м, получив повреждения. Тем не менее, субмарина осталась на позиции.
Когда погода улучшилась, на палубе «Хорнета» прошла необычная церемония. К нескольким бомбам были прикреплены «Медали Дружбы», переданные командованию ВМС США американскими ветеранами, получившими эти награды от японского правительства в 1908 году во время дружественного визита в Токио. Дулитл и Митчер решили вернуть эти награды японцам «с процентами». Джерика также отдал свою медаль, которую он получил во время работы в Японии.
Вскоре стали появляться первые признаки присутствия противника. Радиоразведка обнаружила японское судно метеорологического дозора, передававшее сводку погоды. Для TF-16 оно угрозы не представляло.
Тем временем в Китае американский уполномоченный Джозеф Стилвелл сбился с ног, чтобы обеспечить самолетам Дулитла посадку и дозаправку. В Восточном Китае не было ничего. Из намеченных посадочных площадок только две точно готовы были принять тяжелые машины, но и там не было необходимого топлива в достаточном объеме (по погодным условиям удалось осмотреть только часть аэродромов). Не хватало оборудования - широкополосных радиостанций и пеленгаторов. Особенно сложно было раздобыть в Китае высокооктановый бензин и моторное масло. В конце концов, в Индии удалось купить 980 тонн 100-октанового бензина и 2 тонны смазочных масел, причем поставщик предупредил, что они расфасованы в пятифунтовых банках (чуть больше 2 кг), не объясняя причин. Для доставки горюче-смазочных материалов пришлось арендовать самолет DC-3.
Каждую посадочную площадку, где будут приземляться B-25, также требовалось обеспечить наземным персоналом – как минимум 12 человек, среди них один англоговорящий. При этом о целях и деталях предстоящей операции Стилвелл по-прежнему не имел понятия. Наконец, ему сообщили, что за два часа до рассвета 20 апреля его люди должны быть готовы к приему до 25 самолетов B-25: обозначить посадочные полосы ракетами и огнями и вручную дозаправить прибывшие машины для дальнейшего следования в Чунцин.
16 апреля Стилвелл доложил, что на земле все готово к приему самолетов.
17 апреля американская эскадра находилась примерно в 1000 милях к востоку от Японии. Танкеры заправили авианосцы и крейсера. Погодные условия вновь ухудшились из-за штормового ветра, достигавшего 35 узлов. Видимость ограничивалась одной или двумя милями.
В 14:39 корабли разделились. Эсминцы и медлительные суда снабжения легли на обратный курс. Авианосцы "Хорнет" и "Энтерпрайз" вместе с четырьмя крейсерами двинулись на запад, чтобы выполнить свою задачу. Ударная группа приближалась к цели со скоростью 25 узлов. Подойдя к японскому побережью на расстояние 400 миль, авианосцы должны были выпустить самолеты, и на полной скорости уходить на базу. B-25, взлетев вечером 19 апреля, должны были отбомбиться ночью, и произвести посадку на китайских аэродромах на рассвете 20 апреля.
Примерно в это время на эскадре обнаружили роковую ошибку планирования, о которой никто не подумал раньше. Дело в том, что по пути к Японским островам эскадра пересекла так называемую линию перемены дат, но на кораблях переводить календарь, естественно, никто не стал. Теперь на американской эскадре было 18 апреля, в то время как в Японии и Китае – 19-е! Получалось, что самолеты прибудут в Китай на сутки позже, чем их будут встречать, и ничего нельзя изменить из-за режима радиомолчания.
Хэлси принял решение доложить о проблеме в Перл-Харбор сразу после старта самолетов; впрочем, экипажам это уже не могло помочь. Корабли TF-16 продолжали идти курсом 276 градусов, почти строго на запад.
В 03:10 18 апреля вахтенный офицер «Энтерпрайза» энсин Роберт Беттчер засек два радиолокационных контакта на удалении приблизительно 20 км. Спустя несколько минут по пеленгу 255 градусов наблюдатели заметили свет. Чтобы избежать обнаружения, авианосцы и крейсеры отвернули на курс 350 град, и в 03:41 контакт был потерян. Спустя некоторое время, эскадра вернулась на прежний курс.
С 05:08 началось воздушное патрулирование. «Донтлесс» лейтенанта Уайзмена обнаружил корабль примерно в 42 милях по курсу оперативной группы. Уайзмен решил, что его засекли, вернулся на «Энтерпрайз» и бросил на палубу авианосца записку (чтобы избежать использования радиосвязи). Оперативная группа снова вынуждена была отвернуть, на сей раз - на юг, на курс 220 град. В 07:44 уже вахтенные «Энтерпрайза» заметили сторожевой корабль противника – 70-тонный рыбацкий сампан «Нитто Мару-23», вооруженный пулеметами и пушкой.
«Нитто Мару 23», находившийся в передовом дозоре, еще в 06:30 передал по радио предупреждение своему флагману – крейсеру "Кисо":
«Замечены три авианосца противника. 650 морских миль к востоку от Инубо Саки».
До запланированной точки старта американцам оставалось еще примерно 200 миль…
Первым в атаку на японскую шаланду вышел истребитель Wildcat F4F авиагруппы «Энтерпрайза»: обстрел из пулеметов ничего не дал. Затем утопить разведчика противника попыталась пара пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless. Безрезультатно. Хэлси все сильнее раздражался. Не желая более тратить время на японский сампан, адмирал приказал капитану «Нэшвилла» Крейвену пустить на дно шхуну артиллерийским огнем. В 07:53 крейсер открыл огонь главным калибром. На выполнение этой пустяковой задачи ему потребовалось… 29 минут и 928 (!) шестидюймовых снарядов. Позже Крейвен оправдывался тем, что его комендоры сначала пытались поразить радиорубку японца, но на сильной волне это оказалось практически невозможно. Из членов экипажа «Нитто Мару-23» никто не спасся, хотя американцы видели в волнах как минимум двух человек.
Хэлси и Дулитлу пришлось экстренно менять планы. До точки, где Дулитл планировал поднять самолеты в воздух, было еще 8 часов хода. У Хэлси было несколько вариантов. Он мог отменить операцию и вернуться; при появлении японских кораблей столкнуть B-25 с палубы и вступить в бой; или же можно было начать атаку раньше запланированного. В 08:00 "Хорнет" получил приказ подготовить B-25 к взлету…
3. TF-16 идет к берегам Японии
8. Итоги
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.