Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание "в Дербицах", т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах.
Документально же церковь известна с 1632 года. Первоначально она была деревянной. С середины XVII века настоятель храма Андрей Савинов - духовник государя Алексея Михайловича, на деньги из государственной казны отстраивает церковь в камне. Известно, что не без его влияния вдовый Алексей Михайлович выбрал в невесты 20-ти летнюю Наталию Нарышкину. До сих пор в литературе можно прочесть, будто венчание, а затем и крещение их первенца, Петра I, состоялись в церкви Григория Неокесарийского, хотя историки утверждают, что все это происходило в Кремлевском Соборе.
Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ. На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен Московского Кремля.
Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «павлиньим оком» — поручили изготовить известному мастеру изразцов Степану Полубесу, а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский изограф Симон Ушаков.
Над росписью храма Григория Неокесарийского трудились не менее известные костромские мастера — Гурий Никитин и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семен Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая все это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как ее сразу стали называть, причем не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в нее, буквально захватывало дух.
Строительство храма еще не было завершено после смерти царя, настоятель же ее, Андрей Савинов, был сослан в монастырь. В числе прегрешений ему вменялось и строительство храма без патриаршего благословения. Однако сам патриарх впоследствии благословляет достроить храм и освящает его.
Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича. С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны. Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.
Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).
Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль
Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел.
Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.
В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика. До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.
То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход. В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская. Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.
Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: "Внутри здания под вывеской «Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывалась контора по закупке у населения старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке язвительно замечало, что благодаря ее размаху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набережной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключительно закупленные на Б. Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу разрешено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины запрещен."
В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви. В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.
Главной святыней храма являются мощи Святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в 1998 г. и положены в раке, подаренной храму "Альфа-Банком". В церкви также имеются мощи: Святителей Григория Богослова, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Филарета и Иннокентия Московских; великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеимона; преподобных Сергия Радонежского, Иеронима Стридонского, Пимена Великого, Нила Столбенского, Давида и Афанасия Серпуховских, святых отцов Киево-Печерских; святого благоверного князя Александра Невского; блаженной Матроны Московской; святого праведного Симеона Верхотурского. Чтимой святыней храма является Боголюбская икона Божией Матери.
Северный придел храма - в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1 июля).
Южный придел - в честь Святителя Григория Богослова (7 февраля).
Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».
В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.
Вся информация получена из открытых источников.
С удовольствием готов обсудить с Вами содержание статьи, если у Вас будет такое желание.
Поставленные Вами лайки подскажут мне - что я не зря взялся за это дело!
Ваши лайки и комментарии способствуют развитию канала.
Приглашаю Вас присоединиться к моим экскурсиям по сайту:
Дежурный-гид.рф
Или через инстаграм dezhurnii_gid
Скидка на экскурсии всем моим подписчикам в дзен канале и инстаграм.
Чтобы получить скидку, Вам необходимо написать мне в личку.
До встречи на маршруте.