Найти тему
Заполярный фрирайтер

О чем на самом деле "Маленькая жизнь"?

Привет, друзья! Сегодня поговорим о книгах - о тех, что меняют нас и наше восприятие мира.

«Жизнь так печальна, но мы все ее живём»

Этот роман оставил настолько глубокие впечатления, что я полгода не могла подступиться к отзыву. Даже перечитав книгу дважды, все равно, листая ее сейчас, я нахожу новые смыслы. Текст настолько многогранен, что объять его за одно прочтение невозможно. Он раскрывается постепенно.

Отзыв получился объемным, но все не охватывает и половины того, о чем хотелось сказать. Слишком много сложнейших вопросов поднимает книга, и слишком сильно отзывается внутри. Возможно, вы прочтете ее иначе - согласно своему опыту боли.

Больше полезного, интересного и интерактивного, как всегда, в моей группе: обзоры книг и локаций, новинки, игры, отзывы на букблогеров и многое другое.

О чем книга?

Само название - и сжатая суть, и одновременно ирония. “Маленькая жизнь” - это действительно книга о маленьких жизнях вроде бы обычных людей. А ещё это история о том, насколько сложными и вселенски-огромными могут быть такие вот простые судьбы.

Главных героев в романе четверо - закадычные друзья, которых мы встречаем ещё молодыми, едва за двадцать. Джуд - начинающий юрист, Виллем - будущий актер, а пока что официант, Малкольм - младший архитектор и Джей-Би - художник. На наших глазах они взрослеют и мужают, ищут себя и свои половинки, сходятся и расходятся, делают карьеру… И заглядывают в прошлое, где все далеко не так радужно, как могло бы быть.

-2
Смотрите также:
Строим сюжет: гид по Ultra Outliner
Стоит мост, у моста - пост...
Я родился стеклянным: "Кандидат на выбраковку"

Демоны

Эта книга - о демонах, которые у каждого свои. Джуда терзают страшные воспоминания детства - ещё в младенчестве он был выброшен на помойку, его воспитали в мужском монастыре, он пережил насилие, побои и пытки, о которых до сих пор не может говорить. У него искалечены ноги, но еще сильнее искалечена душа. Он ненавидит и презирает себя, не умеет ценить свои достижения и не верит в любовь. И это неверие красной нитью проходит через всю его жизнь, заставляя совершать все новые ошибки - влюбляться в психопата-садиста, ставить под угрозу отношения с семьей и друзьями.

Самые страшные трагедии выпали на долю Джуда, поэтому он вольно-невольно занимает в романе центральное место. Именно через его восприятие мы понимаем, как сильно может быть исковеркана психика. Этот герой затмевает остальных, и они становятся просто статистами, софитами, в свете которых - его тонкая надломленная фигура.

-3

Трагедии других героев - проще на фоне ужасов Джуда. Добродушный Виллем мучается картинами из прошлого, где умирает его младший брат. У Малкольма и Джей-Би сложности с самоидентичностью. Малкольм никак не может решить, натурал он или гей, хочет ли работать в престижной фирме или открыть свое дело.

Ему исполнилось двадцать восемь, воображение покинуло его, он всего лишь копировальщик.

Джей-Би испытывает трудности с творческой самореализацией - фигуративная живопись, которой он всецело предан, вышла из моды, и талантливый художник стоит на распутье между зовом сердца и жаждой популярности.

Ты мог подкатывать к кому-нибудь или ужинать с друзьями, а твой холст все это время сидел внутри тебя, и перед твоим внутренним взором покачивались зародыши всех его форм и вариаций. И потом для каждой твоей картины, каждого твоего проекта наступало такое время – по крайней мере, ты надеялся, что оно наступит, – когда жизнь этой картины казалась тебе реальнее жизни будничной, когда ты только и думал о том, как бы поскорее вернуться в студию, когда ты, сам того не сознавая, за ужином высыпал на стол горку соли и чертил ею свои сюжеты, планы и узоры, а белые крупицы, будто ил, тянулись за твоими пальцами.

И все они любят друг друга и боятся друг за друга, опасаются задеть неловким вопросом или начинают бросаться словами, обижая и позже - жалея.

"Маленькую жизнь" можно читать как роман о становлении и достижениях "self-made men". Отчасти да, и это будет увлекательно. Смотреть, как сбываются мечты, даже самые невероятные - о славе, успехе, богатстве и обретении родителей, которых с детства был лишён. Но если читать книгу исключительно так, то потеряется главный, глубинный пласт. Демоны, терзающие сердце даже в самые солнечные дни.

-4

О чем книга на самом деле?

О маленьких жизнях. Не четырех конкретных людей - герои здесь скорее собирательные фигуры. Каждая из них олицетворяет целую группу: социальный слой - безродные подкидыши, нищие студенты, ищущие славы творцы из среднего класса, золотая молодежь; профессию, психологический тип. Наблюдать за тем, как и чем такие люди живут, само по себе интересно.

Кажется, автор намеренно выбрал шаблонные образы, чтобы через них раскрыть всю сложность видимой простоты. В каждом характере, как и в самом тексте, - три уровня:

  • картонная фигура - обобщенный образ, наружный слой - поверхностный взгляд со стороны,
  • нечто особенное, фишка (искалеченные ноги Джуда, мягкая доброта Виллема) - индивидуальность, из обобщенного образа выступает личность. Мы видим маленькие жизни вроде бы обычных людей, но на самом деле каждый из них скрывает великие тайны. Как жучок под лупой: снаружи вроде бы обычное существо, но стоит дать себе труд приглядеться - и раскрывается вся красота и уникальность,
  • глубина - сочетание общего и личного, влияние прошлого на настоящее, характер и восприятие мира человеком.

И вот третий пласт - глубина - самый сложный. Автор очень прямо и открыто рисует те ужасы, с которыми сталкивается взрослый человек, переживший в детстве трагедию. Смысл тут даже не в том, чтобы сказать - да, детские травмы влияют на всю нашу жизнь. Смысл в том, чтобы показать, как именно они это делают.

И есть еще один пласт, о котором я скажу в конце.

Джуд

Джуд - существо-загадка. Он не знает о себе ничего. Ни расы, ни сексуальной ориентации, ни причин, почему его мать так жестоко с ним обошлась. Наблюдая за ним, осознаешь, как важны такие, казалось бы, очевидные базовые вещи - чтобы человек знал, к какой группе он принадлежит, чтобы ребенок понимал, за что его наказывают. Чтобы получил базис, на котором потом сможет построить свою идентичность.

Как жить, будучи диковинным чужаком в мире, который не слишком-то терпит чужаков?..
-5

Джуд не может разглядеть собственную красоту, не умеет быть любимым, у него нет этих паттернов. А они вовсе не так естественны, как могут казаться. Зато есть другие, и их уже не перебить.

Если забыть, что это он, можно почти понять, как прекрасен этот портрет.

Эта книга - о том, как люди сами в себе не видят то, за что их можно ценить. Как отражение в зеркале из красивого становится уродливым только потому, что человеку всю жизнь это внушалось.

Раз за разом Джуд обесценивает все свои достижения - блестящую карьеру, достаток, любовь друзей и новообретенной семьи. Он перечёркивает доброе отношение и вспоминает одни лишь слова, сказанные когда-то давно насильниками и подлецами: ты плохой.

И в такие моменты хочется крикнуть - зачем ты веришь этим ублюдкам? Вот, рядом другие, добрые и заботливые, любящие тебя - слушай их! Но нет.

Он решил поверить Калебу, а не нам, потому что Калеб подтвердил то, что он всегда думал, чему его всегда учили, а верить в прежние истины всегда проще, чем изменить свои взгляды.

Сначала читаешь с восторгом, потом с жалостью, потом с возмущением - и, наконец, понимаешь всю безжалостность заложенного в текст посыла. Миром правит не красота, а те, кто может ее уничтожить. Мелкие, эгоистичные, развратные людишки, которые не умеют видеть и не желают ценить прекрасное. Именно они в итоге оказываются сильнее, и любая красота и любое благородство пасуют перед ними.

Смотрите также:
«Междумирье» — фэнтези-дилогия Яны Иконниковой
«Похороните меня за плинтусом»
«Фантомные боли железных грифонов» А. Орлова

То, что тебе твердили, всегда останется с тобой. И ты будешь искать этому подтверждение, а не опровержение, даже если тебя это убивает. Очень сложно понять, что плох не ты. Плохи те, кто не способен на любовь, кто жесток и черств, и кто только из-за этого принижает тебя. Кто внушает тебе, что ты плох, потому что не может и не хочет разглядеть в тебе прекрасное. И если ты не справишься с этим внушением, то вся твоя красота и величие твоей души останутся ничем.

-6

Впервые понимая, насколько Джуд себя ненавидит, испытываешь ужас. И лишь потом, постепенно, причины этой ненависти раскрываются. Безумно горько наблюдать, как одаренный и прекрасный юноша страдает, не умея полюбить себя. Каждая деталь выдает это отношение:

– Джулия еще не готова, – говорит Гарольд, – а у меня есть для тебя подарок.
– Для меня?

Эта книга - не только о красоте каждого, но и о бессмысленной жестокости, противостоящей этой красоте. И, отчасти, о глупой системе правосудия, где преступник наказан, но большее наказание - испорченная навсегда жизнь - все равно достается жертве. Можно прочитать эту книгу как роман о безвинно осужденных, и вы не ошибётесь.

Сила

Впрочем, в тексте не все так безнадежно. Личность Джуда - это сплошной контраст, бесконечное противостояние ненависти к себе и любви к близким. Наряду с огромной внутренней болью в нем живет еще большая внутренняя сила и, как ни парадоксально, невероятная жажда жизни - отчасти, впрочем, продиктованная нежеланием причинять боль друзьям своей смертью.

Вот что я подумал: что я предпочел бы, чтобы он страдал и жил, чем чтобы умер.

В нем сильный разум и дух борются с мятущимися эмоциями. С самыми чудовищными ужасами Джуд справляется силой воли. Но то, что вертится в голове, молча пережевывает его день за днём. И книга оборачивается ещё одной стороной. Теперь это роман-приключение: кто победит, герой или демон?

Раз за разом герой даёт отпор - даже когда демон выставляет против него всю армию тьмы с адскими гончими и гиенами, даже когда убивает самых близких. Герой не сдается, хотя, казалось бы, все потеряно и хуже быть не может. Он встаёт - и фигурально, и буквально. И до самой последней страницы мы не узнаем, кто же одержит верх.

-7

[Осторожно, спойлеры!]

Однополая любовь

В книге очень много гейского. Собственно, и сама история Джуда пронизана однополыми отношениями. Но вопрос не в том, хорошо это или плохо. Вопрос в том, мог ли в принципе Джуд обрести и узнать себя.

Начиная отношения сначала с Виллемом, потом с Калебом, он был вынужден проходить через чудовищные испытания. И не только потому, что эти отношения отсылали его назад, в изнасилованное детство. Был ли Джуд геем? Возможно, и нет. Смог бы он быть счастливее с женщиной, чем с мужчиной? Ответа мы не узнаем.

И это снова - о базовых вещах, о познании себя в детстве. Секс, который приносит людям удовольствие, Джуд расценивал только как жертву - необходимую, чтобы его полюбили. Он так и не понял, что жертва не обязательна. Так и не увидел, что любящие его люди делают это просто так. Просто потому, что могут и умеют. А еще - потому, что он заслуживает.

Джуд положил свою жизнь на то, чтобы поверить: в мире есть люди, способные любить в принципе, и есть люди, способные любить его. Это больно. Очень трудно создать человека и очень легко его сломать. Джуд был надломлен в самом начале и, возможно, навсегда потерял способность быть счастливым - ничего о себе не зная, не умея доверять, не слыша своих желаний. Он ищет выход из замкнутого круга и учится доверять не ради собственного счастья, а чтобы принести радость близким. В этом - его надежда и его решение, и оно, возможно, единственно верное.

-8

Текст нельзя назвать сложным для восприятия. Многие идеи сформулированы очень прямо и подаются через мысли героев. Но каждый раз, когда кажется, будто понял, о чем книга, она раскрывается ещё глубже.

Что лучше: доверять или вечно быть настороже? Можно ли по-настоящему дружить с человеком, если подспудно всегда ожидаешь предательства?

Безграничная глубина

Эта книга о многом. О том, можно ли полюбить человека, который ненавидит себя. О том, как многогранна жизнь каждого, пусть даже он всячески пытается сгладить эти грани. О том, как важно уметь любить себя и признавать свои достоинства - иначе пострадаешь сам и причинишь боль своим близким.

Джуд говорит, что после него ничего не останется, кроме денег и коллекций книг. И он, и его окружение не создали ничего яркого. Это просто юристы, пусть и высокооплачиваемые, они не творцы. Но это не так. Джуд из тех, кто создал себя сам, но так и не сумел этого разглядеть. Так нужны ли тогда достижения, если мы сами не умеем их ценить?..

Это - о том, как каждый идёт своей дорогой, по карте, начертанной прошлым. О базовом недоверии и нераскрытии.

-9

О разнице в восприятии себя собой и другими (здесь очень здорово работает ход с разным фокалом).

Вот, например, как Джуд говорит о себе:

Каждый раз, когда он краем глаза замечал в окне какого-нибудь здания, как его отражение ковыляет уродливой походкой зомби, он с отвращением думал: кому же такое может понадобиться?

А вот - Джей-Би о Джуде:

Он бы убил какое-нибудь маленькое и славное существо ради того, чтобы выглядеть как Джуд, чтобы ходить, загадочно прихрамывая, а точнее – будто бы скользя по воздуху, чтобы заполучить его лицо и тело.

И Виллем о Джуде:

Он смотрит на Джуда и видит привлекательного мужчину: у него изящные руки и длинные ноги, у него красивое лицо, такое лицо, на которое раз посмотришь – и не можешь оторвать взгляда…

Наконец, это - об огромной разнице между подлинной болью и болью наигранной. Между тем искусственным, что делается напоказ, жеманно:

… один мальчик, совсем не во вкусе Джей-Би – слишком маленький, слишком костлявый, слишком безволосый, – сказал, что хочет, чтоб Джей-Би смотрел, как он будет себя резать, а затем сосать свою кровь, Джей-Би чуть было не рассмеялся. Но не рассмеялся и, глядя, как мальчик сделал надрез на бицепсе, а затем, выгнув шею, принялся, будто умывающийся котенок, вылизывать кровь, ощутил непомерную печаль.

… и тем настоящим, что делает Джуд - наедине с собой, чтобы хоть как-то справиться с внутренней болью, переведя ее в боль внешнюю:

Прошло два месяца с тех пор, как он делал больше двух надрезов зараз, но сейчас он отбрасывает самодисциплину и режет, режет, пока наконец дыхание не замедляется, пока не приходит хорошо знакомое ощущение внутренней пустоты. Потом он убирает за собой, умывается, идет на кухню, там разогревает суп, приготовленный в выходные, и впервые за день по-настоящему ест, потом чистит зубы и падает в кровать. На него накатывает слабость, но он знает, что если полежать несколько минут, то это пройдет. Надо прийти в себя к тому времени, как вернется Виллем, чтобы он не разволновался, чтобы не потревожить ту драгоценную галлюцинацию, в которой он живет вот уже четыре с половиной месяца.

Доверяй. Открывайся. Говори

Наконец, последний пласт - психотерапия. Эта книга многому учит и от многого предостерегает.

Это - о том, как важно говорить о своей боли. Мы не можем изменить прошлое, но можем изменить свое отношение к нему.

...о таких вещах надо говорить, пока они еще свежи в памяти. Иначе ты вообще о них никогда говорить не сможешь. Я хочу научить тебя о них говорить, потому что чем дольше ждешь, тем все это тяжелее и тяжелее, и оно так и будет гнить у тебя внутри, и ты вечно будешь думать, что это ты во всем виноват.

Это - о взаимном доверии в отношениях. И, в частности, об умении доверять молча, не расспрашивая:

Ему часто казалось, что его дружба с Джудом в основном и заключается в том, чтобы не спрашивать того, о чем спросить необходимо, потому что ответ услышать страшно...
Ему хотелось, как это часто бывало, проскочить этап, когда люди обмениваются секретами и воспоминаниями, телепортироваться на следующую стадию, когда отношения становятся уютными, мягкими, разношенными, когда границы определены и соблюдаются обеими сторонами.
-10

Это - о вопросах жизни и смерти, о любви к детям и о родительском эгоизме:

...для чего существует ребенок? Чтобы он был мне утешением? Чтобы мне было кому служить утешением? А если ребенка больше нельзя утешить, должен ли я позволить ему уйти?

Это - о важности умения попросить о помощи, когда она нужна:

У нужды в людях и в помощи нет срока годности. Нет такого возраста, когда это кончается.

Книга ценна тем, что ее можно читать настолько глубоко, насколько хочется и насколько позволяет собственный опыт. Можно - как увлекательный текст о становлении вопреки внутренним демонам, можно - как гейский роман, можно - как психологический триллер. Она - о болезненных и сложных вопросах, на которые каждый из нас сам должен найти ответ. Если захочет, конечно.

Все самые страшные «если» – про людей. Все самые прекрасные – тоже.

------------------------------

Благодарю за внимание! Друзья, понравилась публикация? Ставьте лайки, жмите "поделиться"! С чем-то не согласны? Высказывайтесь в комментариях! И, конечно, подписывайтесь - чтобы я могла радовать вас новыми интересными материалами!

Меня зовут Лидия. Я автор-фантаст и заядлая путешественница. Здесь публикую мои рассказы и тизеры романов (фантастика, мистика, киберпанк), фото популярных мест и заброшек, обзоры книг, полезные статьи и многое другое.

Давайте путешествовать вместе – в реальности и за ее пределами!