Сыщик. СССР, 1980. Режиссер Владимир Фокин. Сценарист Владимир Кузнецов. Актеры: Андрей Ташков, Борис Химичев, Игорь Кваша, Лариса Лужина, Леонид Ярмольник и др. 43,6 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Фокин за свою творческую карьеру поставил десять фильмов, среди которых были и такие известные работы, как «Александр Маленький» (1981) и «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), однако, самое его популярной у зрителей работой был и остается «Сыщик» (1980).
У фильма была счастливая судьба в кинопрокате, его с энтузиазмом встретили кинокритики…
К примеру, в год выхода фильма на экран кинокритик Андрей Плахов отметил, что «фильм выдержан в безупречном темпе, и стилевые перебивки воспринимаются как необходимые передышки на пути стремительного сюжета. Молодого режиссера отличает вкус к детали. Важно, что это пристрастие не самоцель, что оно сопряжено с требованиями жанра. … В фильме много стреляют, дерутся, изъясняются на жаргоне, и тем не менее, в нем отсутствует культ грубой силы, жестокости, мести. Лента интеллигентна по своей атмосфере, чему немало способствует ненавязчивый юмор отдельных эпизодо» (Плахов, 1980: 4). Плахов А. С уважением к профессии //Советский экран. 1980. № 11. С. 3-4.
Положительно оценил «Сыщика» и известный публицист Юрий Щекочихин: «Если подробно разбирать достоинства и недостатки фильма, то можно заметить и некоторые психологические неточности, и затянутость некоторых эпизодов, и неровность композиции (главный герой, например, вдруг исчезает с экрана на долгое время, и мы не знаем, простились мы с ним или нет). Но это уже, если придираться. А по существу - хорошо, что фильм «Сыщик» являясь полноправным представителем столь любимого нами детективного жанра, не оказался ограниченным его законами, его пленником, не побоялся всерьез затронуть важные социальные вопросы. Как видно, надо только, чтобы за дело брались по-настоящему - талантливо и заинтересованно» (Щекочихин, 1980: 41). Щекочихин Ю. Изобретательно, с юмором… // Искусство кино. 1980. № 7. С. 33-41.
А уже в постсоветские времена кинокритик Сергей Кудрявцев, на мой взгляд, верно обратил внимание на жанровую смесь иронии и полупародийного зрелища с вольными цитатами из зарубежных боевиков и триллеров (Кудрявцев, 2007). https://kinanet.livejournal.com/488531.html
А кинокритик Евгений Нефедов заметил, что «остаётся, право, только поразиться таланту сравнительно малоопытного режиссёра, лишь оттолкнувшегося от существующих традиций, подвергнув их остроумному – но без глумления и утраты чувства меры – переосмыслению. В отдельные моменты в памяти даже всплывают термины «постмодернизм» и «интертекстуальность», лишний раз подтверждая, что, вопреки измышлениям, социалистические, и советские в частности, кинематографисты не оставались в стороне от вызревавшего тогда нового художественного метода и, соответственно, мироощущения» (Нефедов, 2015). 21.12.2015. http://allofcinema.com/syishhik-syshchik-1980/#ixzz6Gl2xVmzT
Итак, это были мнения кинокритиков…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020