Автор - Шалагин Олег Николаевич
управляющий партнер компании «Деловой Аудит»
Сайт - delaudit.ru
Определение кадастровой стоимости приведено в Федеральном законе "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ (далее 237-ФЗ). О том как происходит оценка кадастровой стоимости приведено и подробно изложено в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Определяется для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. Под объектом недвижимости подразумеваем любое здание, дом, квартиру, земельный участок.
Результаты определения кадастровой стоимости оспариваются, если они затрагивают права и обязанности собственников зданий, квартир, домов, земельных участков (ч. 2 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, как это указано в ст.24.18 135-ФЗ являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение граждан или юридических лиц в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Но все-таки лучше сначала обратиться в комиссию, которая выслушает ваши аргументы и может принять решение в вашу пользу. О том, что можно обратиться в комиссию, а можно сразу в суд, указывается в ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ.
Результаты определения кадастровой стоимости оспариваются в соответствии с ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ и ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 22 Закона N 237-ФЗ с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) результатов определения кадастровой стоимости до даты определения новой кадастровой стоимости.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в комиссии
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению таких споров необходимо пройти следующие этапы:
Этап 1
При обращении подготовьте заявление, в котором указывается Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.
К заявлению, в зависимости от оснований обращения, необходимо приложить (ч. 14, 15, 16, 18 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 9, 10 ст. 22, п. п. 2, 3 ст. 23, ст. 24 Закона N 237-ФЗ):
- Выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
- Копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот объект недвижимости.
- Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.
- Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в бумажном и электронном виде - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Является важным определить рыночную стоимость участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Отчет об оценке предварительно нужно заказать у оценщиков. Но не все оценщики смогут отстоять свой отчет при проведении соответствующей экспертизы. А такая экспертиза может понадобиться в случае слишком большого снижения кадастровой стоимости.
- Иные документы (при необходимости).
Следует иметь ввиду, что по прямому толкованию нормы закона ч. 24 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 10 ст. 22 Закона N 237-ФЗ – ваше заявление не примут к рассмотрению в случае:
- если отсутствуют вышеперечисленные документы;
- нарушен срок подачи заявления;
- величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.
Этап 2
Участвуйте в заседании комиссии на основании уведомления о дате рассмотрения, которое должно быть направлено вам в течение 7 рабочих дней со дня регистрации о приеме заявления. Комиссия рассматривает поступившие от вас материалы в течение 30 дней с момента обращения. Если нет возможности принять участие в заседании - дождитесь вынесенного решения.
По результатам рассмотрения заявления комиссия должна принять решение о пересмотре кадастровой стоимости или отказать (ч. 15 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; ч. 22, 24 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также в течение пяти рабочих дней уведомляет территориальное управление Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ; ч. 19 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Нужно быть готовым к возможным дополнительным судебным разбирательствам, так как если кадастровая стоимость недвижимости существенно снизится и будет установлена в размере рыночной - решение комиссии может быть оспорено в суде уже органами местного самоуправления или органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; ч. 28 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде
Если результаты рассмотрения комиссией ваших требований оказались неутешительными для вас либо пропущен этап рассмотрения комиссией, нужно идти в суд.
Этап 1
Подготовьте сами или с помощью юриста исковое заявление и приложите необходимые документы. Основываясь на практике в рамках рекомендаций п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, а также на основании ч. 1 ст. 61 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в административном иске может содержаться одно из следующих требований:
- об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии;
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости).
Помимо требований в исковом заявлении должны быть указаны общие идентифицирующие признаки:
- Наименование суда, в который подается административное исковое заявление.
- Наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.
- Наименование административного ответчика, его адрес, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).
По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению реестровой или технической ошибки (Росреестр).
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28);
- сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
- основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;
- сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения - если такое обращение подавалось;
- сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались.
Этим пунктом не следует пренебрегать, потому что суды обращают на данный момент пристальное внимание в связи с тем, что с 25 октября 2019 года вступил в силу Закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) и другие законы дополнили новыми положениями о примирительных процедурах. Закон № 197-ФЗ возложил на истцов две дополнительные обязанности. Во-первых, в исковом заявлении теперь нужно указывать сведения о предпринятых сторонами действиях по примирению, если они были (п. 8.1 ч. 1 ст. 125 АПК). Во-вторых, к самому исковому заявлению теперь нужно прикладывать документы, подтверждающие совершение действий по примирению, если они были (п. 7.1 ч. 1 ст. 126 АПК). Если эти правила нарушить, суд оставит исковое заявление без движения (ст. 128 АПК).
- перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует указать:
- наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;
- нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к иску прикладываются в том числе следующие документы:
- уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
- выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;
- копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- отчет оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- решение комиссии (при наличии);
- квитанцию об уплате госпошлины (300 руб.);
- документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
- иные документы и материалы, подтверждающие требования истца.
Этап 2
С подготовленным иском и приложенным к нему комплектом документов нужно обратиться в суд города федерального значения (например, в Московский городской суд), областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость. Обращаться нужно в следующие сроки:
- не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;
- в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов - это в случае оспаривания решения или действий комиссии;
- в течение срока, в рамках которого комиссия должна была рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и в течение трех месяцев со дня, когда эта обязанность прекратилась, - в случае оспаривания бездействия комиссии (если заявление не было рассмотрено).
Этап 3
Получайте информацию о дате назначения судебного заседания и принимайте в нем участие либо контролируйте своего представителя.
Суд должен рассмотреть ваш иск о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - в течение месяца.
При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости истец должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления.
Если кадастровая стоимость изменена по решению комиссии или суда, принятому после 01.01.2019 (в том числе по заявлениям или искам, поданным до 01.01.2019), то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для целей исчисления земельного налога или налога на имущество физических лиц с даты, с которой для налогообложения применялась прежняя стоимость, являвшаяся предметом оспаривания.
Если же решение комиссии или суда об изменении кадастровой стоимости было принято до 01.01.2019, сведения о новой стоимости применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 Налогового Кодекса РФ; ч. 6 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений …»; Письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@).
Перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Перерасчет не производится, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).