Найти тему
Философия и наука

Касты и варны в Древней Индии

Оглавление

Интерес к Индии, а, следовательно, и к её совершенно особенной социальной структуре возник уже довольно давно, и вопрос о соотношении каст и варн в Древней Индии вызвал не мало дискуссий в учёных кругах.

Касты и варны - основа общественной структуры в Древней Индии

Каста - замкнутая группа людей, занимающая строго определённое место в обществе, которое установлено обычаем и законом; принадлежность к касте членов общества определяется рождением и наследуется, вследствие чего между кастами существуют с трудом преодолимые общественные перегородки: члены различных каст не могут вступать между собой в брак, у каждой касты своя традиционная профессия; члены касты связаны общностью культа, определёнными правилами общения с членами других каст и т.д. Каста - это португальское слово, которое означает "род", "порода", "качество". Эквивалент слова "каста" на санскрите - "джати".

Очень важно понимать, что касты и варны в Древней Индии не тождественны. Интересен вопрос о происхождении варн. Существует расовая теория их происхождения, связанная с приходом арийцев и захватом ими дравидийского коренного населения Индия. Согласно этой теории арийцы и принесли с собой уже созданную варновую социальную структуру, в которой изначально было лишь три варны, а четвёртой - шудрами - стали покорённые народы, которые должны были обслуживать представителей трёх других варн. При этом варна шудр резко противопоставлялась остальным, а по своему положению шудры были близки рабам, но об этом далее.

У расовой теории существует много сторонников и противников. Одним из аргументов у сторонников теории является одно из значений слова "варна" как "цвет". Но в данном случае цвет скорее имеет символическое значение, нежели расовое. Так, было 4 варны и каждая имела свой цвет:

  • Брахманы - люди, занимающие самое значительное положение в обществе, знатные люди. Жрецы, учёные, подвижники. Их цвет - белый - цвет, символизирующий, вероятно, некую религиозную чистоту и знание.
  • Кшатрии - "наделённые могуществом" - вторая по значимости варна воинов и правителей. Их цвет - красный - цвет воинской агрессии и страсти.
  • Вайшьи - "наделенные имуществом" - средние земледельцы, ремесленники, торговцы. Их цветом был жёлтый - как смесь красного и белого - т.е. смесь соответствующих качеств 2 других варн.
  • Шудры - низшая варна, призванная обслуживать 3 другие варны. Это слуги и наёмные рабочие, их цвет - чёрный - т.е. абсолютно противоположный белому - цвет ритуальной нечистоты и невежества.
Визуальное выражение религиозной теории происхождения варн
Визуальное выражение религиозной теории происхождения варн

По легенде, варны и вовсе были созданы из тела божества Брахмы: брахманы из рта (или головы), кшатрии из туловища, вайшьи - из бёдер и шудры - из стоп. Это легенда явно свидетельствует о значении в обществе тех или иных варн.

Теперь же, вернёмся к джати (касте). Востоковед А.А. Вигасин отмечал, что в Артхашастре джати фигурирует как тип общины, и поэтому имеет свои традиционные правила, руководителей, общие празднества, собственность - т.е. в Артхашастре слово джати несёт совершенно определённый смысл (не означает простого происхождения) и не может быть соотнесено с варной - слишком обширной и лишённой внутреннего единства, чтобы быть реальным коллективом с главою, общим имуществом и пр. Джати состоит из готр (родов), готра, в свою очередь, экзогамна и, следовательно, - джати - это эндогамное объединение экзогамных родов (готр), т.е. каста. Кроме того, в Артхашастре джати часто выступает как этническая группа - племя. Например, "чандалы" в Артхашастре фигурируют как лесное племя в Бихаре и Бенгале, несмотря на то, что традиционно их возникновение связывают с браком шудр и брахманок (а это уже ведёт к появлению вневарновых низших групп людей, о чём ниже). Несколько раз в Артхашастре упоминаются джати млеччхов отсталые ("варварские") племена, воспринимаемые в качестве особых каст.

В Индии кастами называют самые разнородные общественные группы: профессиональные объединения, религиозные секты, некоторые племена и т.д. Отдельные джати не являлись общеиндийскими, а охватывали только относительно небольшую по численности группу лиц, населявших ограниченный район.

Джати отличались от варн также наличием выборных (или наследственных) постоянных органов управления, системы взаимопомощи, общей кассы, пополняемой за счёт взносов и отчислений и бытовых связей между членами джати.

Как уже было сказано, одна из варн резко противопоставлялась всем остальным и это не случайно, так как шудры имели ряд особенностей. В отличие от других варн, шудры не проходили специальных обрядов посвящения, что лишало их многих прав, из всех варн лишь шудры считались "однажды рожденными" и были слугами "дважды рожденных", шудры были экономически несамостоятельны и занимались в основном ремеслом.

Таким образом, если варнами мы называем лишь четыре больших сословия брахманов, кшатриев, вашьев, шудр, то кастами можно называть торговцев, пастухов, кожевников и т.п.

Но были люди, не принадлежащие ни к обычным кастам, ни к одной из Варн. Их называли неприкасаемыми. Положение их было ужасными, они занимались самыми грязными работами и всячески презирались другими людьми. Неприкасаемые жили вне города и приходили туда только чтобы выполнять свои грязные работы. Обычные люди старались даже не смотреть на неприкасаемых, чтобы не осквернять своих глаз - таково было отношение к неприкасаемым.

Так как браки между варнами были строго запрещены, то при нарушении этого запрета, например, если брахман женился на шудрянке, дети от таких браков выпадали из варновой системы и становились неприкасаемыми. Чем грубее было такое нарушение (в зависимости от разницы в положении варн, к которым принадлежат брачующиеся), тем более ужасным было положение детей от таких браков.

Так, например, были известны вратьи - люди, отпавшие от Варн. Над вратьями, как и над шудрами не совершались обряды, поэтому они лишались множества прав. Но от прочих неприкасаемых вратьи отличались тем, что могли войти в Варну, если им удавалось пройти особые обряды.

Тем не менее, неприкасаемые не были рабами. Это видно из юридических положений: за некоторые проступки неприкасаемые наказывались штрафом в 100 Пан, раб - не наказывался таким образом. В определённой степени ответственность за раба нёс его господин.

Представления о неприкасаемых в ходе времени менялось и часто диктовалось верхушкой общества в своих интересах. Таким образом, предрассудок со временем стал использоваться как прикрытие для корыстных экономических интересов. Важным было также то, что неприкасаемость отныне могла стать для некоторых категорий трудящихся пожизненной и даже наследственной.

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.

Смотрите также:

1. Философия ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди

2. Факты об Индии, которые вас удивят

3. Удивительный индийский праздник Дивали

4. Пиво на завтрак, рабыни-наложницы и другие интересные факты о самом загадочном из древних народов - шумерах

5. Древний царь Хаммурапи и его законы