Найти тему
МХС

История МХС | XIX век. Начало

Московская Хоральная синагога, остраиваемая десятки раз и десятки раз разбираемая, запрещаемая и вновь разрешаемая, - каким-то удивительным образом сохранилась в том самом Спасоглинищевском переулке, где больше 100 лет назад и началась ее история. Сюда ходил поминать родителей Исаак Левитан, здесь встречался с раввином Минором Лев Толстой; здесь в разное время располагались и ремесленное училище, и «Текстильстрой», и даже резервная шахта метрополитена. Кажется, о Московской Хоральной синагоге можно написать десятки томов. Однако вступать в соревнование с тем самым Львом Толстым мы не будем – и расскажем о самых интересных страницах истории синагоги, от 19 века и до наших дней. Впрочем, история Московской Хоральной синагоги – это история всего еврейского народа в России.

Глава 1. В которой принято решение о строительстве синагоги в Москве.

Московская Хоральная синагога, старейшая синагога Москвы, появилась в Большом Спасоглинищевсокм переулке (бывшая улица Архипова) благодаря царю Александру II и Московскому еврейскому обществу. Царь позволил евреям, прежде всего купцам первой гильдии, а позже и выпускникам университетов и ремесленникам, жить вне черты оседлости.

Московское еврейское общество обратилось к князю Владимиру Александровичу Долгорукову, генерал-губернатору Москвы, известному своими либеральными взглядами, с просьбой разрешить построить еврейскую молельню. Территория для ее строительства за большие деньги была выкуплена в 1886 году председателем Московской еврейской общины Лазарем Соломоновичем Поляковым. Эта земля находилась в гончарной слободе (отсюда и название переулка, Глинищевский – глина). Расходы на строительство синагоги еврейской общине пришлось выплачивать 38 лет.

Выбор территории в Спасоглинищевском переулке неслучаен. Неподалеку, в Глебовском подворье в Зарядье, находилось так называемое «еврейское гетто». Именно здесь, обходя все законы и правила, еще с 1830-х годов селились евреи, чей бизнес настолько разросся, что уже не вписывался в узкие рамки черты оседлости.

Глава 2. В которой впервые идет речь об оскорблении чувств верующих и с синагоги снимают купол.

Сначала, еще до строительства синагоги, здание для молельни в Спасоглинищевском переулке арендовали в доходном доме Рыженкова. А позже заказали проект молельного дома у архитектора Семена Эйбушитцу – австрийца, выпускника Московского училища живописи. Первый проект молельни скорее походил на больничный дом или приют, чем на синагогу. Однако реализоваться проекту суждено не было – после убийства народовольцам в 1881 году Александр II по Москве прокатилась волна кровавых еврейских погромов.

Через пять лет, в 1886 году, Семен Эйбушитц разрабатывает новый проект синагоги. На этот раз – роскошную большую купольную базилику с вмонтированным в купол щитом Давида. В то время на территории Российской империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге, а позже, уже в начале следующего века, была построена в Смоленске (и единственная пережила погромы и сохранила свои купола).

Закладка Московской Хоральной синагоги состоялась в 1887 году. В восточную стену здания вмонтировали каменную капсулу с закладной грамотой. Однако уже в следующем году обер-прокурор Синода Константин Победоносценв подал жалобу министру внутренних дел. Он утверждал, что синагога (да еще и с куполом!) оскорбляет чувства православных. У Победоносцева давно был свой план по решению еврейского вопроса: «Одну треть следует уничтожить, одна треть — эмигрирует и одна треть ассимилируется».

Генерал-губернатор Москвы князь Долгоруков, давший разрешение на строительство синагоги, пытался защитить ее. Однако князя лишь удалили от двора, а позже – отправили в отставку. Купол распорядились разобрать, а с фронтона убрали изображение скрижалей Моисея – обязательный элемент синагог того времени.