На фоне последних событий в Чехии (введение чрезвычайного положения, отмена публичных мероприятий, закрытие спортзалов, ресторанов и большинства магазинов) мне все чаще вспоминается книга Мартина Вопьенки «Спящий город», которую, кстати, можно прочитать и по-русски в переводе Виктора Лусникова (издательство «Глобус», 2014).
Вообще эта книга не сама по себе книга, а первая часть трилогии («Спящий город», «Спящая справедливость», «Спящая тайна»). История, рассказанная Вопьенкой, начинается с того, что в одной уютной-уютной квартире одного уютного чешского городка весенним утром постепенно просыпаются четверо детей (подросток Криштоф, его сестры-близнецы Кристина и Эма и младший брат Сэм). Родители, конечно, пока не встали: кому хочется вскакивать в субботу с постели ни свет ни заря? Но дело уже к обеду, мама-папа спят, и тогда дети отправляются на игровую площадку, где случайно подслушивают разговор каких-то старшеклассников: дескать, предки дрыхнут у всех.
Вернувшись домой, Криштоф залезает в интернет и узнает, что да, так и есть: по всему миру тех, у кого есть дети, независимо от возраста этих детей, поразил какой-то загадочный вирус; в Чехии объявлено чрезвычайное положение, открыта горячая линия для звонков. В школах и университетах отменены занятия. Детям рекомендуют прийти в школьный спортзал, где о них должны позаботиться волонтеры.
Мир перестает жить по устоявшимся законам, начинаются грабежи, дети и неуснувшие взрослые отчасти меняются местами: дети принимают правила взрослого поведения, а взрослые безнаказанно пользуются возможностью эти правила нарушать. Нашей четверке приходится сначала решать бытовые проблемы (нехватка еды, перебои с электричеством, засоры в туалете), а потом и проблемы посерьезнее. Маленького Самуэля все-таки отводят в школу, откуда его похищают неизвестные. Криштоф, Эма и Кристина отправляются на его поиски.
Когда я читала эту книгу, мне она показалась несколько неубедительной, причем не только на уровне сюжета, но и на уровне языка: консервативно-дидактический дух повествования, малоправдоподобные диалоги. Особенно раздражала вот эта пропаганда семейных скреп — бездетные взрослые по большей части выведены мерзавцами или малоприятными людьми.
Но надо признать, что-то в этой книге есть. Во-первых, мне кажется, детям в раннем подростковом возрасте (на обложке «Спящего города» стоит маркировка 11+) важно как-то рассказать о проблемах и формах насилия в современном мире. А во-вторых, (относительно) счастливый финал этой книги помогает думать, что и наша история (меня не покидает ощущение, что вокруг творится кино) в итоге разрешится благополучно.