Когда дети идут ко мне на занятия, они спрашивают, а что ж мы будем сегодня делать. Чаще всего я отвечаю, что играть с язычком. Именно артикуляционная гимнастика помогает ребенку подготовиться к правильному произношению звуков. И это касается не только С, Ш, Р, но и всех остальных, если речь о малышах или детях с речевыми нарушениями.
Обычная артикуляционная гимнастика подходит не всем детям: есть дети, которые не понимают, как поднять язык вверх и как опустить его вниз, как облизать губы (по подражанию за мной не справляются), вот для таких детей есть интересные упражнения с едой. Впервые я о них прочитала в книге «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика» М. Лынской, активно использую в своей работе. В этой статье расскажу, какие комплексы применяю.
Какие упражнения больше всего нравятся малышам
Сегодня расскажу о тематическом комплексе «Морская прогулка»
1. Держим русалку за хвост — удерживаем губами ветку укропа.
2. Трезубец Тритона — покалываем вилкой язычок.
3. Проверяем надежность спасательных кругов — жуем и кусаем ложку-прорезыватель.
4. Плаваем в морской пене — закладываем ребенку кусок бинта за щеку, а он должен вытолкуть ее языком (так с двух сторон).
5. Обстрел пиратского корабля — плюемся горошинами душистого перца (кладем его на губы, чтобы ребенок нечаянно не вдохнул его).
6. Открываем бутылку с посланием — выплевываем бутылочную пробку, которую зажимаем между губами.
7. Качаемся на волнах — поднимаем языком бусины на нитке.
8. Смотрим в подзорную трубу — по очереди закрываем глаза.
9. Пробуем морскую воду на вкус — капаем на корень языка соленую воду, а ребенок должен проглотить, нужна пипетка.
10. Разгоняем тучи — сдуваем комочки ватки с руки.
11. Встреча двух кораблей — нужна губная гормошка. Дуем в гормошку, вдох и выдох на одной ноте. Это отличное упражнение для дизартриков, кстати.
Все необходимые материалы раскладываем на подносе, предварительно ребенок может ознакомиться с ними.
Почему такие упражнения с языком нравится детям
Вы уже поняли, что это не классические упражнения с зеркалом и за столом. Тут у ребенка развивается обоняние, тактильные ощущения, воображение. Для него всё занятие — это игра. Это находка для детишек с низкой мотивацией, алалией, артикуляционной диспраксией и, конечно, для малышей. Им нравится всё нюхать, трогать ручками и пробовать на вкус. По этому конспекту можно заниматься с детьми от 2 лет. Но данный комплекс подходит и для дошкольников.
В следующей статье расскажу о других комплексах, если вам будет интересно.