Найти тему
Логопедюля

Упражнения для язычка со вкусом. Подходит для самых маленьких и детей с ЗРР

Оглавление

Когда дети идут ко мне на занятия, они спрашивают, а что ж мы будем сегодня делать. Чаще всего я отвечаю, что играть с язычком. Именно артикуляционная гимнастика помогает ребенку подготовиться к правильному произношению звуков. И это касается не только С, Ш, Р, но и всех остальных, если речь о малышах или детях с речевыми нарушениями.

Обычная артикуляционная гимнастика подходит не всем детям: есть дети, которые не понимают, как поднять язык вверх и как опустить его вниз, как облизать губы (по подражанию за мной не справляются), вот для таких детей есть интересные упражнения с едой. Впервые я о них прочитала в книге «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика» М. Лынской, активно использую в своей работе. В этой статье расскажу, какие комплексы применяю.

Какие упражнения больше всего нравятся малышам

Сегодня расскажу о тематическом комплексе «Морская прогулка»

1. Держим русалку за хвост — удерживаем губами ветку укропа.

2. Трезубец Тритона — покалываем вилкой язычок.

3. Проверяем надежность спасательных кругов — жуем и кусаем ложку-прорезыватель.

4. Плаваем в морской пене — закладываем ребенку кусок бинта за щеку, а он должен вытолкуть ее языком (так с двух сторон).

5. Обстрел пиратского корабля — плюемся горошинами душистого перца (кладем его на губы, чтобы ребенок нечаянно не вдохнул его).

6. Открываем бутылку с посланием — выплевываем бутылочную пробку, которую зажимаем между губами.

7. Качаемся на волнах — поднимаем языком бусины на нитке.

8. Смотрим в подзорную трубу — по очереди закрываем глаза.

9. Пробуем морскую воду на вкус — капаем на корень языка соленую воду, а ребенок должен проглотить, нужна пипетка.

10. Разгоняем тучи — сдуваем комочки ватки с руки.

11. Встреча двух кораблей — нужна губная гормошка. Дуем в гормошку, вдох и выдох на одной ноте. Это отличное упражнение для дизартриков, кстати.

Все необходимые материалы раскладываем на подносе, предварительно ребенок может ознакомиться с ними.

Почему такие упражнения с языком нравится детям

Вы уже поняли, что это не классические упражнения с зеркалом и за столом. Тут у ребенка развивается обоняние, тактильные ощущения, воображение. Для него всё занятие — это игра. Это находка для детишек с низкой мотивацией, алалией, артикуляционной диспраксией и, конечно, для малышей. Им нравится всё нюхать, трогать ручками и пробовать на вкус. По этому конспекту можно заниматься с детьми от 2 лет. Но данный комплекс подходит и для дошкольников.

В следующей статье расскажу о других комплексах, если вам будет интересно.