Дорогие друзья, поговорим о насущном. То есть о «том-чего-нельзя-называть», а то, не дай бог, посеем панику. Но говорить всё же нужно. И вот даже придуман новый термин – «социальное дистанцирование», который и призван всех нас спасти.
Агрессивные действия по предотвращению или, по крайней мере, замедлению распространения болезни предпринимаются во всем мире. Университеты отменяют очные занятия, а научные конференции и политические митинги откладываются. Магазины закрываются. Спортивные лиги приостанавливают сезоны или соревнуются на пустых стадионах.
Такие меры «социального дистанцирования», как их называют эксперты в области общественного здравоохранения, считаются необходимыми для борьбы с пандемией. Эксперты считают, что на данный момент бесполезен запрет на поездки из других пострадавших стран.
«Я рекомендуем людям добровольно отказаться от несущественных поездок - форма социального дистанцирования, при которой люди избегали бы переполненных аэропортов, вокзалов и автобусных станций, – советует Кейтлин Риверс, эпидемиолог из Центра безопасности здоровья Джона Хопкинса. - Но я не ожидаю, что запреты на поездки окажут существенное влияние на траекторию вспышки».
Сглаживание кривой
По мере развития эпидемии заболеваемость растет в геометрической прогрессии, а затем снижается, поскольку болезнь распространяется среди населения, и у людей развивается иммунитет. Без мер по социальному дистанцированию, которые ограничивают возможности для передачи, случаи могут быстро возрастать и опережать возможности систем здравоохранения. Меры социального дистанцирования, такие как отмена общественных собраний и недопущение скопления людей, могут замедлить распространение болезни, что может помочь больницам в оказании медицинской помощи, избегая при этом перегруженности пациентами.
Сказка о двух городах
Вспышка в Китае даёт некоторые доказательства преимуществ раннего социального дистанцирования. В столице провинции Ухань, где болезнь была впервые обнаружена в декабре, власти выжидали шесть недель после того, как началось распространение, начался принудительный карантин всего города в 8 миллионов человек. И все же, почти 20 000 человек в городе нуждались в госпитализации одновременно, в том числе около 2000 нуждались в интенсивной терапии каждый день во время локального пика в феврале.
Но в китайском портовом городе Гуанчжоу чиновники закрыли школы, запретили проведение массовых собраний и изолировали людей, у которых подтвердилось наличие болезни, в течение недели после обнаружения первого случая в этом городе. Это быстрое действие означало, что Гуанчжоу никогда не приходилось госпитализировать более 300 человек за раз во время вспышки. А уровень смертности в Гуанчжоу составил 0,8 процента, по сравнению с 4,5 процента в Ухане.
О чем это говорит, уважаемые читатели? Чем раньше начнется карантин, тем лучше для всех. Но у нас, видимо, как обычно надеются на «авось», думают, что это где-то еще, а нас пронесёт…