Что может быть хуже, чем очередной хит, который слышно из каждого утюга? Многократное повторение чего бы то ни было способно сильно утомить, вызвать раздражение... И незаметно расположить нас к себе. Так, во всяком случае говорят данные исследований.
Социальные психологи назвали это явление «феномен простого попадания в поле зрения». Исследователи демонстрировали студентам разные слова на выдуманном языке. Некоторые слова повторялись многократно. Именно эти слова через некоторое время стали вызывать у студентов положительный отклик — об этом сообщали данные фМРТ. Да и сами студенты признавались, что слова, которые они видели в повторе, кажутся им обозначением чего-то хорошего и приятного.
Если мы видим один и тот же образ много раз, наш мозг становится к нему все более лояльным. Поэтому так приятно увидеть знакомое лицо на чужбине. Поэтому мы улыбаемся, когда видим в Третьяковке картину Шишкина, по которой писали школьное сочинение много лет назад.
Это явление успешно используют рекламщики и поп-исполнители: первые устанавливают баннеры с лаконичным изображением продукта — и даже слоганов и призывов не нужно, ибо такая стратегия сама по себе повышает продажи. Вторые оплачивают ротацию сомнительных треков на радио, и вот мы сами не замечаем, как подпеваем козлиному голосу очередной звезды и покупаем этот трек в айтьюнс, чтобы слушать его на беговой дорожке.
Но мы, «жертвы» маркетинга, тоже можем использовать феномен попадания в поле зрения в свою пользу. Он помогает в формировании здоровых привычек.
Если привыкнуть к виду перепелиных яиц и йогурта без сахара в холодильнике, в какой-то момент вы посчитаете их вполне съедобными. Даже если до этого завтракали пончиками с колой, а ужинали конфетами и колбасой.
Если не хочется заниматься йогой, просто расстелите свой коврик. На меня вид этого старого друга, который пережил путешествия, испытания кошачьими когтями и литрами пота, всегда действует стимулирующе.
Если работа не идет, попробуйте сделать какое-то маленькое дело, которое вы выполняли миллион раз. Прочитайте новости. Заварите чашку чая. Мне помогает написать всего несколько фраз случайной истории из головы — и сюжет начинает развиваться.
Ваши хорошие привычки должны опираться на визуальные «якоря» — предметы, привычные вашему взору. Они-то и станут опорой, поддерживающей фундамент здорового образа жизни.