Найти тему
Generalissimus

Военная история Спарты. Часть 15-я. Битва при Мегалополе

После поражения объединенного греческого войска в битве при Херонее 2 августа 338 года до н.э. македонский царь Филипп II подчинил своей власти и воле большинство полисов Греции. Чтобы узаконить своё верховенство, Филипп принял на себя титул гегемона Эллады и создал Панэллинский союз, в который вошли все ведущие греческие полисы, за исключением Спарты.

Лакедемоняне открыто проигнорировали сбор Коринфского конгресса, собранного поздней осенью 338 года. Прибывшие в Коринф делегаты официально узаконили образование Панэллинского союза, а Филипп наделили правами и полномочиями всесильного гегемона.

Македонский царь Филипп II
Македонский царь Филипп II

Чтобы наказать спартанцев за дерзость, своеволие и строптивость, македонский царь во главе пелопонесского войска, собранного из полисов враждебных Спарте, явился к границам Лакедемона. «Как хотите вы, чтобы я пришёл во владения ваши: как друг или как враг?» – таким было послание Филиппа. На этот замаскированный ультиматум спартанцы ответили в своём привычном и лаконичном стиле: «Никак».

Нападать на Спарту, не принимавшую участия в войне с Македонией, у Филиппа не было никаких оснований. Однако на правах гегемона Эллады македонский монарх потребовал от спартанских царей вернуть соседям Лакедемона все спорные пограничные территории. Поскольку лучшие спартанские силы находились в далёком походе на юге Италии, Филипп легко убедил правителей Аргоса, Мегалополя и Мессении силой взять спорные земли.

Полуостров Пелопоннес в последней трети IV века до н.э.
Полуостров Пелопоннес в последней трети IV века до н.э.

При жизни Филиппа спартанцы более не отваживались перечить македонскому царю. Не рискнули лакедемоняне бросить вызов и сыну убитого Филиппа II – Александру Македонскому, вступившему на македонский трон в 336 году до н.э. Всё изменилось, когда Александр увёл лучшие и наиболее боеспособные свои войска в далёкий поход против персидского царя.

Воспользовавшись отсутствием Александра, находившегося в Малой Азии, спартанский царь Агис III ещё в 333 году до н.э. стал в тайне готовиться к войне против македонского наместничества. За полтора последующих года Агис создал довольно сильную антимакедонскую коалицию, в которую кроме Спарты вошли пелопонесские полисы Тегейя, Ахайя и Элида. Афины и Коринф официально в коалицию не вошли, но охотно вербовали наёмников для предстоящей войны, тайком переправляя их на Пелопоннес.

Собрав 25-тысячное войско, спартанский царь стал ожидать удобного случая для начала боевых действий. Весной 331 года до н.э. македонский наместник Антипатр с основными силами отправился на подавление восстания фракийских племён. Агис без промедления выступил в поход.

Спартанский царь разбил македонский заслон под командованием Коррага и осадить Мегалополь – главный македонский форпост на Пелопоннесском полуострове. Осада цитадели затянулась, что позволило Антипатру быстро заключить с фракийцами мир и совершить стремительный переход к Мегалополю.

Спартанский царь не ожидал такой прыти от своего противника, поэтому не позаботился о том, чтобы перекрыть пути, ведущие на Пелопоннес. Появление македонцев у Мегалополя стало полной неожиданностью для Агиса III и его союзников. Теперь исход войны и дальнейшую судьбу Спарты предстояло решить в генеральной битве. Она произошла в конце августа (по другим сведениям в начале сентября) 331 года до н.э.

По данным античных авторов войско Македонии якобы насчитывало 40 000 человек. Цифры эти, как минимум завышены в три раза. Уходя в поход против Персии, Александр Великий оставил Антипатру для защиты Македонии 12 000 пехотинцев и 1500 всадников. В течение 333-331 гг. до н.э. македонский наместник регулярно отправлял Александру пополнения от 5000 до 8000 ежегодно.

Антипатр
Антипатр

Практически все новобранцы Македонии отправлялись на войну против Персии, поэтому вряд ли Антипатр (даже с учётом дополнительной мобилизации для подавления восстания во Фракии) имел под рукой более 15 000. Часть сил македонскому полководцу требовалось оставить в Македонии для защиты её городов и границ. Таким образом, Антипатр не мог вывести на бой более 10 000 пехотинцев и 1000 всадников. Зато это были настоящие воины-профессионалы, успешно воевавшие против греков под началом Филиппа II и Александра Македонского.

У Агиса III под рукой имелось до 20 000 пехотинцев и около 2000 всадников. Главной ударной силой этого войска были 6000 спартанских гоплитов и 8000 греческих наёмников, сражавшихся на стороне Дария III и взятых в плен при Иссе. По случаю одержанной победы Александр Македонский отпустил пленных греков, взяв с них слово, что те никогда не будут воевать против македонцев.

У спартанского царя были все шансы на победу, но Агис III опрометчивыми и непродуманными решениями свёл к нулю своё численное преимущество. Для решающей битвы он избрал узкую равнину, где двойное превосходство спартанцев в пехоте и кавалерии теряло своё значение. Как и прежде, полководцы Спарты пренебрегали кавалерией, отводя ей третьестепенную роль.

В дошедших до нас отрывочных описаниях битвы практически нет информации о построении сторон. Но, исходя из военно-тактических традиций, можно предположить, что в центре македонского войска встала фаланга. Скорее всего, путь ей расчищали лёгкие пехотинцы, а с флангов прикрывала конница.

-4

Агис со своими спартанцами наверняка занял левый фланг, бывшие наёмники Дария, скорее всего, встали в центре, прочие контингенты Пелопоннеса выстроились на правом крыле. Из-за узости местности конницу, по всей видимости, поместили позади строя, либо оставили в резерве.

После традиционной перестрелки лучников и пращников в бой вступили основные силы. Македонская фаланга грозной стеной копий медленно двинулась вперёд, тесня врагов. Спартанцы и их союзники не могли задействовать сразу все силы, а также совершать обходные манёвры. Словно бульдозер, сгребающий перед собой гигантскую гору снега, македонцы упорно и неудержимо двигались вперёд, проминая и прогибая греков.

В этой ситуации Агис не нашёл ничего лучшего, как при помощи личной доблести и ярости спартиатов остановить пехоту Антипатра. Однако даже неистовая отвага и героическое самопожертвование неустрашимых спартанцев не смогли остановить македонскую боевую машину. Раненый в бедро спартанский царь продолжал биться до тех пор, пока не лишился сознания от потери крови.

-5

«На памяти людей не было более отчаянного сражения. Войска двух стран, наиболее прославленных умением воевать, сражались с равным успехом… Теснота места, на котором происходила битва, не позволяла сразиться всеми силами; наблюдало за боем народу больше, чем участвовало в нём, и те, кто был вне поля боя, попеременно поддерживали криками своих», - так образно передаёт драматический накал сражения римский историк Курций Руф.

В конце концов, македонская фаланга опрокинула вражеский строй. Греки, сбитые со своих позиций, стали стихийно откатываться назад, не имея возможности закрепиться на новом рубеже. Отступательному порыву поддались и спартанцы. Чтобы остановить бегство, Агис приказал вернуть ему меч и щит.

Страдая от раны и слабости, он попытался организовать вокруг себя очаг обороны и сопротивления. Но скоро царь и его телохранители пали под ударами македонцев. Бросив вперёд гетайров, Антипатр завершил разгром греческой армии. Поле боя, поспешно покинутое пелопоннесцами и их союзниками, было сплошь усеяно телами павших и раненых.

Одних только спартанцев погибло и умерло от ран 5300 человек. Среди погибших оказался и сам инициатор войны – Агис III. Греческие наёмники и прочие полисы Пелопоннеса потеряли не менее 2000-3000 человек убитыми и ранеными. Сведения о потерях Македонии рознятся: по Курцию Руфу войско Антипатра в общей сложности лишилось 1000 человек, по Диодору Сицилийскому – 3500.

Разгром при Мегалополе надолго отбил у греков желание бросать вызов македонцам. Спарта – главная виновница развязывания войны была вынуждена вступить в Панэллинский союз, уже официально оказавшись во внешнеполитической зависимости от Македонии. Поражение армии Агиса III окончательно ознаменовало закат эпохи спартанского могущества в истории античной Греции.

-6

Полностью прочесть цикл «Военная история Спарты» можно ЗДЕСЬ:

Часть 1-я. Первая Мессенская война

Часть 2-я. Время трудных, но важных побед

Часть 3-я. Стальная фаланга Лакедемона

Часть 4-я. Лучшие воины Древней Эллады

Часть 5-я. Самая грозная армия Древней Греции

Часть 6-я. Путь к Фермопилам

Часть 7-я. Битва при Фермопилах

Часть 8-я. Сражение при Платеях

Часть 9-я. Архидамова война

Часть 10-я. Агис II

Часть 11-я. Лисандр

Часть 12-я. Битва при Немее

Часть 13-я. Агесилай II

Часть 14-я. Битва при Левктрах

Часть 15-я. Битва при Мегалополе

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!