Итак, мы наконец-то достигли цели. К которой долго и упорно шли. О которой мечтали. Только вот почему-то особенной радости не испытываем.
Это результат эффекта эмоционального опережения. Когда мы приближаемся к цели, то в какой-то момент понимаем - все. Цель точно будет достигнута. Остались какие-то мелочи - формально оформить документы, приехать забрать товар и т.п. Именно этот момент и есть пик наибольшего эмоционального переживания.
Только на сознательном уровне мы то ждем совсем другого. Полагаем, что счастье наступит непосредственно в момент распаковки коробки нового айфона, получения премии в руки, проставления пятерки в зачетку. Поэтому думаем, что от момента осознания до момента фактической реализации цели эмоциональный накал будет продолжать расти.
А он не растет, а, наоборот, снижается. Так как эмоция уже "отработана". И когда в моменте фактического достижения цели ничего не происходит, мы удивляемся отсутствию сверхъестественной радости и расстраиваемся. Решаем, что цель была не так уж важна.
Особенно опасен эффект эмоционального опережения в случае глобальных целей - чувство разочарования приводит к временной потере смысла жизни. Как итог - некоторые ставят столь масштабные цели, что их достижение в принципе невозможно. Или наоборот - оперируют мелкими задачами, не вызывающими сильных эмоций.
Так что лучше праздновать успех в тот момент, когда точно поймем - все произойдет так, как мы хотим. Пусть даже этого пока и не произошло.
А бизнесу - прилагать усилия для искусственного формирования эмоций непосредственно в момент продажи. Чтобы избежать ситуации, когда эмоции радости "ура, покупаю!" схлынут до покупки. Проще всего - включив в потребительский опыт момента заключения сделки пару небольших, но приятных неожиданностей.
Моя книга: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом".
💥Финалист премии PwC «Деловая книга года в России» 2020
⭐️Бестселлер 2019 года по версии Ozon
🔥 «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела
Купить - Ozon, Litres, Respublica. Узнать подробнее, о чем книга - здесь.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Глупейшие ошибки крупнейших компаний
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита