Найти в Дзене
ОБО ВСЁМ ИНТЕРЕСНОМ.

БОЛОНЬЯ 2014.

Были сомнения – стоит ли ехать из Венеции в Болонью? Интересно ли там, есть ли что смотреть/снимать? Город уж явно не в ряду с Римом, Флоренцией, Венецией, и даже Пизе с Сиеной, пожалуй, уступает – если говорить о силе желания туристов там оказаться.
Я помнил, что она – La Rossa, La Grassa, La Dotta (Красная, Жирная, Учёная). Красность объясняется двояко – немалая часть стен в городе крашена оттенками охры, по преимуществу – именно красными. Второе объяснение – «красные» симпатии аборигенов: Компартия здесь была особенно сильна, и это интересно – уровень жизни в Болонье очень высокий, на партсобрания некоторые коммунисты приезжали на ламборгини и мазератти (местые марки – как и мотоциклы Дукати). Жирность тут наглядная: многие блюда итальянской -кухни местного происхождения, в городе огромное количество продуктовых магазинов, ресторанов, очень богатые товаром рынки. Учёность тоже бесспорная – первый в Европе университет открылся тут в 1088 году, немалая часть населения – студенты.

Фото автора.
Фото автора.

Были сомнения – стоит ли ехать из Венеции в Болонью? Интересно ли там, есть ли что смотреть/снимать? Город уж явно не в ряду с Римом, Флоренцией, Венецией, и даже Пизе с Сиеной, пожалуй, уступает – если говорить о силе желания туристов там оказаться.

Я помнил, что она – La Rossa, La Grassa, La Dotta (Красная, Жирная, Учёная). Красность объясняется двояко – немалая часть стен в городе крашена оттенками охры, по преимуществу – именно красными. Второе объяснение – «красные» симпатии аборигенов: Компартия здесь была особенно сильна, и это интересно – уровень жизни в Болонье очень высокий, на партсобрания некоторые коммунисты приезжали на ламборгини и мазератти (местые марки – как и мотоциклы Дукати). Жирность тут наглядная: многие блюда итальянской -кухни местного происхождения, в городе огромное количество продуктовых магазинов, ресторанов, очень богатые товаром рынки. Учёность тоже бесспорная – первый в Европе университет открылся тут в 1088 году, немалая часть населения – студенты.

Когда оказался в Болонье, все определения подтверждались на каждом шагу. Каких-то явных коммунистов не видел, так что за красноту отвечал лишь цвет зданий и тротуаров, и красного здесь столько, что во многих местах, зажмурившись, идёшь или стоишь в мареве краснокирпичного окраса. Может быть оттого, что знаешь и про кулинарный overkill, краснота эта кажется какой-то…нажористой. Шёл мелкий дождь, и казалось, что все погрузились негустой, но сытный бульон.
Дождь оказался странным, не отвесным. В Болонье чуть ли не самая большая протяжённость крытых пассажей в Италии. Считается, в непогоду можно многие километры пройти, не промокнув. Отчего же тогда мостовая в этих крытых переходах вся, до самых стен, залита? Присмотрелся и увидел: капли такие мелкие и лёгкие, что не намного тяжелее воздуха, они носятся хоть и в примерно одном направлении, но на пути виляют туда-сюда. Как сперматозоиды в учебном фильме. Уже очень скоро фильтр на объективе был весь в бугорках влаги.

Проходя мимо столиков кафе в пассаже, я ухватил и вытянул из металлической коробки салфетку, оптику свою протёр – но минут через десять пришлось её снова промакивать.

Я шёл просто в центр, на главную площадь, а там уж начал бы осматривать местность, концентрация памятников вокруг – немалая.
На пути от вокзала попадались всякие озадачивающие своим видом места.

Опять убедился в итальянской популярности Лу Рида. Год назад в Тревизо в магазине с книжками и дисками висело большое извещение о смерти певца. В Болонье – вот эти постеры. В Падуе на Виа Рома человек с гитарой пел Take A Walk On The Wild Side – с напором, которого в оригинальном исполнении и близко нет.

Фото автора
Фото автора

Видел всякую квинтэссенцию итальянского города – компактные мотоциклы, брусчатка, колонны/портики, церковные фасады.

Смотрел на итальянок, воображая совместную жизнь здесь, в Болонье, с некоторыми из них.

Фото автора.
Фото автора.

Вышел к Нептуну – это и есть самый центр города.

Собор Святого Петрония с так и не законченным фасадом – храм по размерам должен был превзойти Базилику Святого Петра в Риме, и окончание строительства центральные власти саботировали.

Фото автора.
Фото автора.

У меня был уже куплен обратный билет, я знал, каким временем располагаю, и потому решил отсмотреть сначала главные (для меня) точки, а уж если останется время (его не осталось) – пройтись и по остальныи зданиям у пьяццы.

Прежде прочего хотел увидеть терракотовые фигуры, о которых я здесь писал и фотографии вешал – Compianto sul Cristo morto (Скорбь над мёртвым Христом), группу, которая стоит ровно на полпути между китчем и искусством – реализм и экспрессия там просто предельные (для второй половины 15 века), даже в барокко такого мало, экстаз Святой Терезы менее брутален, не так вот…навзрыд.

Зашёл в Sanctuary of Santa Maria della Vita – это совсем рядом с площадью.

Фото автора.
Фото автора.

Чтоб после не вздрагивать, спросил смотрителя: можно ли снимать – разумеется, без вспышки. Да, пожалуйста. Ну я и принялся…шлёпать.

В соседней комнате – пояснительная афиша. Niccolò dell'Arca устроил эту инсталляцию во второй половине 15 века. Родился он, скорее всего, в Апулии – или ещё южнее, но веяний набрал чуть ли не в Бургундии. Отсюда такая смесь реализма с экспрессией. Считается, что искажённые лица он наблюдал в ближнем госпитале, именно о страдающих родственниках должны были напоминать эти скульптуры посетителям больницы, заходившим в церковь помолиться. Растроганные, под впечатлением, гости жертвовали щедро, средств хватало на содержание больницы и храма. Особенно большие сборы были во время пасхальных служб.

Одноцветность композиции – не изначальная: краски со временем облезли, а в первые годы использования общей истерии добавляли накал яркие цвета.

Фото автора.
Фото автора.

Кадров через двадцать подбежала старушка: - Флаш! Флаш! Vietato! Запрещено! –

А моя камера перед спуском затвора испускает тонкий луч света – он замеряет всякие нужные параметры. Его бабка и приняла за вспышку. Смотритель коллегу добродушно унял: нет, нет, это не флаш, всё хорошо.

Когда я истощился в поиске ракурсов и убрал Никон в сумку, мой доброжелатель подошёл и сказал с каким-то мечтательным выражением: - А главная красота у нас там, наверху. Пойдёмте, покажу. –

Разумеется, я пошёл. Наверху – оратория, в ней ещё одно терракотовое tableau, гораздо менее замечательное, но я всё равно выразил: - Красотища, да! –

А в соседней комнате – выставка старинной медицинской посуды. И на этих умеренных формах и цвете мой глаз от оратории отдохнул. -

Фото автора.
Фото автора.

Когда пошёл к выходу, старуха опять ко мне подошла – со стопкой религиозных брошюр: купите что-нибудь, они – хорошие. Смотритель её мягко в сторону уводит, я говорю: - Извините, синьора – у меня дом полон книг, ничего уже не покупаю…- Мой защитник повторяет ей: - У него и так дом полон книг, ну зачем ему…? –

Распрощались, пошёл в анатомический театр при Archiginnasio – здании, выстроенного для университета в 17 веке.

Фото автора.
Фото автора.

Пока до морга шёл, был окружён тысячами плашек – и решил, что это что-то памятно-похоронно-геральдическое.

После анатомического театра зашёл в некий Зал Stabat Mater и всё про плашки узнал – расспросив смотрительницу: что это за штуки (queste cose)? Оказалось, похоронная тема там вовсе отсутствует, шильдики – персональные сувениры, которые оставляют в университете его выпускники и преподаватели.
- Все? –
- Нет, только те, кто очень хорошо учился. Или заплатил денег. – Тут бабушка улыбается, показывая, что раскладу этому уже много веков, и с ним можно только смириться.

Огромный двуглавый орёл – память об австрийской фракции.

Фото автора.
Фото автора.

В зале, как я понял, самая почётная локация, чтоб шильдик оставить: те, что попроще, лепятся по проходам и углам коридоров.

Фото автора.
Фото автора.

Анатомический театр не настолько драматичен, как тот, что в университете Падуи (там он многоярусный и т.д.), главный макабр – деревянные кадавры без кожи, поддерживающие крышу над кафедрой.

Осмотрел, вышел. Пошёл к двум башням – оставшимся от прежних 129 543-х. Посмотрел, подниматься не стал – уж время поджимало.

Фото автора.
Фото автора.

Оставалось посмотреть место не менее для меня интересное, чем всякие памятники – болонскую Eataly. В Болонье это гибрид книжного и продовольственного магазина с рестораном. Теоретически такое соседство симпатично: удовольствия желудка и ума под одной крышей. Но в Нью-Йорке, в кафетерии при Барнз и Ноубл у Линкольн-сквер я ни раз видел, как некто сальными от поедаемого маффина пальцами листает монументальный альбом с (прежней, до листания) ценою в полторы сотни долларов.

По дороге мне несколько раз попадались опошляемые заведения. На пути от вокзала перед входом в монументальное здание в тротуар, как казалось, на века, врезаны крупные буквы в раме – Синематека Метрополитан. Ковырять мостовую не стали, буквы остались, но над входом теперь надпись гораздо короче – Zara.
Вместо писчебумажного и книжного магазина в дом внедрился Diesel.

Фото автора.
Фото автора.


Джулио Скьявина открыл свою торговлю ещё при живом Пушкине, но теперь здесь появится одна из 345 000 точек Levi’s.

Фото автора.
Фото автора.

Но вот прошюто Сан-Даниэле ещё не перевелось.

Фото автора.
Фото автора.

Дождь (как оказалось, минут на пять) унялся, я вспомнил, что вот надо б ещё уличных сцен поснимать.

Фото автора.
Фото автора.

Bologna Rossa со степенью красноты от умеренной до предельной:

За определение La Dotta отвечали – помимо университета – книжные магазины, огромные.

Фото автора.
Фото автора.

А вот в Eataly Болонья и La Dotta и La Grassa.

Фото автора.
Фото автора.

Здесь я отобедал пастой, пива La Baladin выпил (чуть . И многие литры с собою набрал).

Фото автора.
Фото автора.

И времени осталось лишь на дорогу к вокзалу – поезд минут через 40.

Нужно ещё раз приехать, без спешки. Не покупать обратный билет: когда соберусь, тогда и уеду. Ну и повезло бы оказаться там не в дождь. Когда снимал карманной камерой, дождь мне не особо мешал, мне даже нравится такая погода. А вот зеркалку – заливает, пошли всякие опасения, на улице толком поснимать не удалось.

Вторая часть. 2020 год.