Найти тему
Сова-Психолог

Почему сейчас все стремятся к публичности: подсказки психоаналитиков

Оглавление
Публичность – это самолюбование или нет?
Публичность – это самолюбование или нет?

Куда ни глянь – всюду блогеры. Кто ведет инстаграм, кто телеграм, а кто-то приходит на Дзен. Есть свои "авторитеты" в Фейсбуке и Вконтакте.

Зачем людям публичность? Для чего они выходят за пределы своих уютных жизней и попадают в публичное пространство?

Публичность с точки зрения психоанализа

Давайте рассмотрим такую публичность с точки зрения творчества.

Творческое самовыражение соотносят с так называемой анальной стадией развития личности.

Основной процесс – ребенок выясняет, что вот это вот, что из него выходит, – это его продукт.

И несет горшок с продуктом своей маме:

  • Мама, я покакал!

В идеале мама должна порадоваться, что дите хорошо кушает, хорошо развивается, и то, что он съел, ему на пользу.

И, конечно, похвалить:

  • Ой, молодец какой! Как здорово у тебя вышло!
Горшок (первое самовыражение) – источник удовольствия! Фото с сайта passion.ru
Горшок (первое самовыражение) – источник удовольствия! Фото с сайта passion.ru

Но в реальности чаще получается по другому. Детей стыдят ("Куда ты к гостям с горшком пошел!"). Их приучают контролировать себя. Садят на горшок, когда они еще ничего не хотят. (Ох уж эти муки творчества!)

И тогда человек компенсирует все это во взрослом возрасте.

Для такой личности публичность – это такой большой горшок, в который можно выложить продукт своего труда.

Выложить в соцсеть. Выложить на сайт.

Свое первое творчество маленькие детки также могут изучать: заглядывать в горшок или ковыряться в нем руками, щупать, нюхать и так далее. А могут и стены изрисовать... разложить по полу...

Так не всякое творчество и не всякая публичность становятся приемлемыми. Запашок, знаете ли, не тот.

Публичность – с обратной, принимающей стороны

"Я тоже хочу публичности!" Фото с сайта yaplakal.com
"Я тоже хочу публичности!" Фото с сайта yaplakal.com

Итак, публичная личность воспринимает публику, зрителей – как одну большую маму.

Но надо ли это маме?

Со стороны публики тоже народ не сильно хорошо прошедший этот "кризис горшка", замученный воспитанием.

И тогда неразборчивость смотрящих (и поддерживающих такое творчество) становится средством слияния со звездой или публичным человеком.

"Когда я вижу, что он сделал это, то как будто и мне так можно"

Это обнадеживает и воодушевляет. Поэтому ряды блогеров, эпатажных личностей и прочих "продуктов масс-медиа" становится все шире. Начинается борьба за внимание...

Но об этом – как-нибудь в другой раз.