ЗАЗ 965 “Горбатый” – автомобиль, который в своё время стоил около 20-ти зарплат обычного рабочего СССР. Автомобиль, который открыл для многих граждан СССР автомобильный туризм и почву для новых анекдотов. Выпускался автомобиль с 1960 по 1969 годы и являлся чем-то средним между немецким Жуком и Fiat 600. В Европе в то время уже давно разрабатывалась идея “народного автомобиля”.
Не все знают, но именно VW Жук являлся главным спонсором второй мировой войны. Гитлеру нужны были мощности для производства танков и другой военной техники. В 1935 году народу был показан первый прототип будущего автомобиля, который сможет позволить себе каждый немец. Тогда же немцам предложили стать участниками красиво завернутого в фантик “МММ”. Отдавая половину своей зарплаты каждый месяц, обычный немец должен был за несколько лет собрать необходимое количество марок и получить в итоге свой личный автомобиль (как сейчас бывает в магазине Магнит, собираешь наклейки, потом покупаешь что-то дешевле). Деньги же шли на строительство завода, вот только выпуск Жуков там наладился только после 1946 года и автомобили все покупали за полную стоимость.
Однако сегодня хочется поговорить не о заводах и войне, а о гараже и мечте. Началось всё с покупки ЗАЗ 965 за адекватные деньги с документами. Это не самая простая задача, ради интереса можете зайти на любой сайт объявлений, 965 продают за приличные деньги.
Идея: сделать из 965 интересный шоу-кар, но сохранить его особенности – необычное открытие дверей, заднемоторная компоновка и независимая подвеска. Повторюсь, не было задачи, сделать что-то музейное, была задача сделать что-то интересное. Поэтому началось всё с полной переделки силовой части кузова. За основу было взято два толстостенных прямоугольных швеллера, к которым был приварен трубчатый каркас, выгнутый по кузову 965-ого.
Далее была изготовлена передняя и передняя-задняя подвеска. За основу взяли переднюю подвеску ВАЗ-2108 – треугольный рычаг, шаровая и стойка (амортизатор), рулевая рейка так же от 2108. Задняя подвеска сделана схожим образом только вместо рейки рулевые тяги, которые жестко зафиксированы за каркас.
Двигатель ВАЗ-2108 с жидкостным охлаждением не получилось бы разместить в задней части автомобиля. Однако изначально было известно, что заднего ряда сидений у автомобиля более не будет. Сместив двигатель немного в салон получилась среднемоторная (еще более спортивная) компоновка. Изначально карбюраторный двигатель был переделан под инжектор, больше никаких доработок с ним не производилось.
А вот КПП переделали, так как поменялось её расположение относительно водителя. Шток механизма переключения передач вывели на другую сторону, что позволило избавиться от сложной системы тяг и карданов, а также сохранить родную очередность включения передач.
После того, как была готова техническая часть – каркас, подвеска, тормоза, рулевое, двигатель, охлаждение, электрика. Владелец приступил к внешнему виду и салону. Чтобы красиво обыграть увеличившуюся колею, из металла было изготовлено расширение.
Отдельного внимания заслуживают двери – чайка. Конструкция достаточно сложная, открываются они долго, но эффект шоу создают максимальный (повторюсь это автомобиль для души, а не для ежедневного передвижения).
На данный момент автомобиль готов, если не считать мелочей, которые вылезают в ходе обкатки. Сделан красивый салон, установлена хорошая музыка, кузов выкрашен и всё работает должным образом. Более детально с проектом можете ознакомиться в БЖ владельца.