«Место где пали многие храбрецы», так писали о боях на Курской дуге танкисты из дивизий СС. И действительно битва была одна из самых ключевых по общему напряжению сил как с русской, так и с немецкой стороны. И у той, и у той стороны стояли сложные задачи: немцам приходилось наступать в условиях численного превосходства противника, а русским приходилось сражаться с немецкими новейшими танками.
И сегодня мы поговорим о том, как собственно описывали бои с немецкими «Пантерами» те, кто с ними тогда сражался, и был вынужден испытать мощь немецкого 75-мм орудия. Как воспоминает ветеран 10-го Днепровского танкового корпуса В.Т.Федин их танки слишком уступали немецким в бронировании, однако было одно преимущество танка Т-34-76, которое можно было использовать — мощный дизельный двигатель В-2. Собственно, это был единственный вариант, как противостоять немецким танкам, не забывая про храбрость.
Примерно такие воспоминания приводил ветеран А.С.Аксенов, который также сталкивался на Южном фасе с немецкими «Пантерами». Он также добавлял, что у немецким танков была очень хорошая оптика, из-за чего русские машины поражали на самых дальних дистанциях, поэтому в открытом поле вообще старались не появляться. В лоб же немецкую машину по словам ветеранов брать можно было только с 300 метров, ибо возможности орудия Ф-34 значительно упали с учетом времени.
Кроме того, старались пускать как можно больше снарядов примерно в одно и тоже место, ибо нередко возникала такая ситуация: попали бронебойным в танк, он искрился, но хоть бы что продолжал движение, так что приходилось действовать моментально, чтобы вражеская машина тебя не достала. Но вот платили за это ценой очень высоких потерь.
Как вспоминали ветераны 10-го танкового корпуса, из-за дизельного движка было крайне опасно возгорание в танки. Дело в том, что в качестве топлива использовался газойль, пары которого менее летучие, но зато держатся на одежде очень хорошо. И если возникал пожар в танке, одежда загоралась буквально сама собой, и горела моментально.