Найти тему

Чудеса на Удмуртской земле: свт. Лука Войно-Ясенецкий

Лука Войно-Ясенецкий уклонился от перевода в Ижевскую епархию. Что случилось, когда спустя 100 лет он всё же прибыл к месту назначения

С 18 декабря 2019 г. по 17 января 2020 г. в Ижевской митрополии пребывал святитель исповедник архиепископ Крымский Лука. Пребывал нетленными мощами. Десница (правая рука) святого Луки была доставлена в Удмуртию по благословению митрополита Ташкентского Викентия и митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина. Удивительную историю, происшедшую во время визита почитаемого святого, рассказал настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского г. Ижевска протоиерей Шадрин Александр Владимирович журналистам медиацентра Ижевской и Удмуртской епархии.

-2

Предыстория удивительной истории

Узбекистан стал местом первого священнического, а затем и архиерейского служения святителя: в 1923 году Лука Войно-Ясенецкий служил архиепископом на кафедре Ташкента. А Ижевская кафедра стала тем местом, от служения в которой он уклонился. Дело было так. В январе 1926 года владыка Лука возвращается из Красноярского края, (из первой ссылки) в Ташкент, получает назначение в Ижевскую епархию и... отказывается.

Вот как пишет об этом сам архиепископ Лука в автобиографической книге «Я полюбил страдание»:
«…От Местоблюстителя в сентябре того же года я получил три быстро следовавших один за другим указа о переводе меня с епархиальной Ташкенской кафедры в город Рыльск Курской области викарием, потом – в город Елец викарием Орловского епископа и, наконец, в Ижевск епархиальным епископом. Я хотел безропотно подчиниться, но митрополит Новгородский Арсений настойчиво советовал мне никуда не ехать, а подать прошение об увольнении на покой. Мне казалось, что я должен последовать совету маститого иерарха, бывшего одним из трех кандидатов на Патриарший престол на соборе 1917 года. Я последовал его совету и был уволен на покой в 1927 году. Это было началом греховного пути и Божиих наказаний за него…»

И вот спустя столетие, будучи уже прославленным в лике святых архиепископ Лука прибывает к месту своего назначения, чтобы совершить служение удмуртскому народу.

-3

Рассказывает отец Александр:

Всем приходом мы встречали ковчег с мощами 22 декабря 2019 года. Обращаясь с проповедью к прихожанам, рассказал о биографии святого, подчеркнул, что он не только архиепископ, но прекраснейший хирург, ученый с мировым именем, автор «Очерков гнойной хирургии». И выразил надежду, что он посетил наш город еще и как врач. Читали акафисты ежедневно. О возможности свозить ковчег с мощами в реанимацию городской больницы №2, где в тяжелом состоянии находилась моя сестра, я несмело обратился к сопровождающим. Рассказал о том, что сестра глубоко верующий человек и с удовольствием бы сама пришла поклониться любимому святому, но прикована к постели: ее посетила тяжелая болезнь, при которой атрофируются нервные окончания, и женщина - сама врач - лишена возможности двигаться, находясь в ясном уме, понимает необратимость процесса и медленно угасает. Сопровождающие ковчег с мощами женщины отнеслись с пониманием и, несмотря на то, что святыня другой митрополии и на перемещение нужно особое прошение, разрешили. Причем, совершенно неожиданно, в последний день пребывания. После Божественной литургии подошла одна из них: «Вы хотели Луку свозить в реанимацию. Свозите».

Не теряя времени даром, я в полном облачении в сопровождении пономаря, который крепко держит ковчег, выходим из храма. И тут, прошу обратить внимание: как только сели в машину куранты на нашей звоннице пробили 12 раз. Времени на всё у нас не так много, надо вернуться быстро, чтобы люди, спешащие к Луке в нашу церковь, не ушли разочарованными. А на дорогах – время интенсивного движения, то и дело попадаем «в пробки», Но с Божией помощью добираемся.
Понятно, что никого в клинике не предупреждали, а в реанимации особый режим .. Поэтому и удивились, когда увидели спешащего нам навстречу главного реаниматолога. Тут же вокруг нас собрался верующий медперсонал. Были среди присутствующих и молодые врачи.

Я и спрашиваю:
– А знаете ли вы кто такой Лука Войно-Ясенецкий? Нет? Как? Вы же врачи! Каждый студент мединститута должен назубок знать его труд по гнойной хирургии! – Пожилой реаниматолог виновато разводит руками:
– Выходит, что не знают. Мы-то еще учили про хвойные отвары и целебные свойства коры дуба, а они уже характеристики антибиотиков изучали… – Мне стало совсем грустно, но спрашиваю:
– А если чрезвычайная ситуация: военные действия, землетрясение…нет подвоза антибиотиков? А человека надо сейчас спасать. Немедленно, ведь заражение крови происходит быстро… Позвольте к сестре в реанимационную палату занести святыню, тем более она ваша коллега…

Сестра от нечаянной радости заплакала:
– Леночка, времени немного, хотелось, чтобы и другие люди прикоснулись, ради этого и приехал...
А в реанимации лежит еще 7 человек. В сознании только одна женщина, ей около 30-ти, лежит вся в трубках. К ней первой и подошли. Держим над кроватью ковчег: Виктор Михайлович (пономарь) – с одной стороны, я – с другой. Больная не знала кто там, но руки протянула и ухватилась за ковчежец, как за самую последнюю надежду, притянула и к груди прижала. Её глаза я никогда не забуду – глаза человека, находящегося между жизнью и смертью. Было ощущение того, что она ждала этой встречи всю жизнь.

Далее собравшиеся стали свидетелями невероятного: люди, находящиеся без сознания начали один за другим просыпаться. Особо всех поразил такой момент: подошли к мужчине преклонных лет, подключенному к аппарату искусственного дыхания, и стали ковчегом крестить вдоль тела: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Он вдруг открыл глаза, а я говорю:
–Надо вам постараться побыстрее подняться, – а он сердечный понял это буквально, пришел в себя : - Есть! – четко рапортует бывший военный, делает усилие и приподнимается. Врачи к нему: Что вы, что вы! – укладывают обратно.

Идем дальше. Женщина с закрытыми глазами – мы перекрестили и коснулись ковчегом груди – открыла глаза. Врачи крайне удивлены, а я уже не удивляюсь. Люди в таком положении по-иному воспринимают Божие присутствие. Следующая пациентка явно далека от православия, растерянно рисует круги у лица, пытаясь наложить крестное знамение, на голову пеленочку натянула. Выходим в коридор: нас окружают ожидающие приема, они видели, что в первую очередь зашли в реанимацию:
– А нам можно?
– Всем можно!
Едем обратно. Выбрал дорогу от Михайло-Архангельского собора, к Троицкому храму, мимо церкви Александра Невского.
–Владыка, видите, какой построили собор! – Разговариваю со святым, как с живым, город показываю, в который его некогда призывали, – здесь долгое время был фонтан. А на том месте в стародавние времена стояла первая церковь во имя пророка Ильи, которая была уничтожена в результате пожара 1810 года, как и большая часть города. А рабочие Ижевского оружейного завода без единого крана принялись строить церковь во имя Александра Невского в честь победы русского оружия. Император Александр I, узнав о том, что ижевчане, ютясь в землянках, вместо собственного жилья возводят храм в честь его небесного покровителя, пожертвовал личные (не государственные!) сбережения, и уже в 1823 году Дом Божий освятили.

Конечно, Лука всё видел и слышал. И вот какая мысль посетила меня: понятно, что он прибывает со святыми среди праведников, и молимся ему как предстателю перед престолом Божиим, но насколько же Благ Господь! Всегда находит возможность огрехи человека исправить. Бог есть любовь – это удалось прочувствовать очень явно.

Подъезжаем к храму. Выхожу из машины и только принимаю из рук Виктора Михайловича ковчег, как бьют куранты. Ровно один раз! Ровно час потрачен. В жизнеописании святого Луки неоднократно подчеркивается, каким пунктуальным был владыка, его время расписано поминутно. А как иначе, перед ним всегда стояло много задач: оперировать, писать научные и духовные труды, преподавать, совершать богослужения, возглавлять архиерейскую кафедру, управлять делами. И везде успевал, на всё у него хватало времени. Позднее я думал об этой удивительной истории и понял, что Лука всё так дивно устроил не столько для пациентов реанимации, сколько для меня, для укрепления моей веры.