Самое загдочное в жизни Евгения Абрамовича ни его биография, ни то, что он умер в Неаполе от разрыва сердца, и даже ни его изумительные стихи, а вот эта загадка в фамилии: а или о?
Во всем, как всегда, виноват Пушкин, у которого в письмах находим: Баратынский. Однако, фамилия поэта своим происхождением обязана местечку Боратынь в Польше.
Одна из лучших книг о творчестве Евгения Боратынского принадлежит перу Олега Проскурина:
"В популярном фильме 60-х годов "Доживем до понедельника" есть любопытный эпизод. Просвещенный и обаятельный преподаватель истории, пребывая в элегическом настроении (он только что музицировал на фортепиано в сумерках актового зала), задумчиво цитирует стихи:
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
Оказавшаяся поблизости учительница литературы вопрошает: "Кто это?" — на что следует лукавое предложение: "Угадайте!" Дамочка, конечно, несет совершенный вздор ("Некрасов?..") (ох, уж эти учителя литературы!). Узнав от слегка ошарашенного собеседника, что подлинный автор — Боратынский, она обиженно парирует: "Ну, нельзя же всех второстепенных помнить…" Далее следует стремительный диалог. Историк. А его давно уже перевели… Литераторша (озадаченно). Куда? Историк (с легким сарказмом). В первостепенные…"
Вот стихотворение - Новинское - адресованное виновнику этого филологического раздрая:
А. С. Пушкину
Она улыбкою своей
Поэта в жертвы пригласила,
Но не любовь ответом ей
Взор ясный думой осенила.
Нет, это был сей легкий сон,
Сей тонкий сон воображенья,
Что посылает Аполлон
Не для любви — для вдохновенья.
Евгений Абрамович Боратынский родился 2 марта 1800 года.