В январе 1944 года с одобрения Гитлера в серийное производство была запущена тяжёлая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребителей танков – schwere Panzerjäger 8,8 cm auf Panther I, более известная как Jagdpanther («Ягдпантера», что в переводе с немецкого означает «пантера-охотница»). По ведомственному рубрикатору министерства вооружений Германии САУ имела индекс Sd.Kfz. 173
«Ягдпантера» была спроектирована и создана на базе среднего танка «Пантера» (модификация Pz.Kpfw. V Ausf. G). Данная самоходка имела почти идеальную для своего класса компоновку с низким корпусом практически совершенной конфигурации.
Основные ТТХ «Ягдпантеры» были следующими: боевая масса – 45,5 т; экипаж – 5 человек; вооружение – противотанковая нарезная пушка Pak 43/3 L/71 калибром 88 мм и 7,92-мм пулемёт MG 34/42; мощность двигателя – 700 л.с.; максимальная скорость по шоссе – 46 км/ч; запас хода по шоссе – 210 км.
Габаритные размеры: длина (с пушкой вперёд) – 9,92 м; ширина – 3,42 м; высота – 2,72 м. Бронирование: фронтальная часть корпуса и рубка – 80 мм; борт и корма – 40-50 мм; орудийная маска – 100 мм; крыша и днище – 25 и 16 мм. Преодолеваемые препятствия: подъём – 30 градусов; высота стенки – 90 см; ширина рва – 2,45 м; глубина брода – 1,5 м.
«Ягдпантера» отличалась высокой маневренностью, эргономикой боевого отделения, надёжной 80 мм наклонной лобовой бронёй, плавностью хода, хорошей скоростью и проходимостью. Главными недостатками САУ были её уязвимость со стороны бортов и кормы, а также частые поломки двигателя и трансмиссии.
Орудие «Ягдпантеры» – 88-мм противотанковая пушка Pak 43/3 L/71 обладала отменой скорострельностью, высокой точностью стрельбы и отличной пробивной способностью. С дистанции до 2 км своим бронебойным снарядом «Ягдпантера» уверено поражала даже в лобовую проекцию всю тяжёлую бронетехнику стран Антигитлеровской коалиции.
Фюрер и ОКХ (верховное командование сухопутных сил Вермахта) надеялись наладить массовый выпуск «Ягдпантер». Однако в силу многочисленных причин, главными из которых были постоянный дефицит рабочих и квалифицированных специалистов, нехватка качественного металла, комплектующих и деталей, выпуск новых САУ шёл медленными темпами. Кроме того, массированные налёты союзной авиации сначала периодически, а затем и систематически разрушали заводские и сборочные цеха, в которых выпускались и собирались «Ягдпантеры».
Первоначально планировалось к концу июня 1944 года части в Вермахта и Панцерваффе поставить 160 «Ягдпантер», сформировав из них три полноценных батальона истребителей танков. В реальности же промышленность Третьего рейха за первые шесть месяцев производства закончили полную сборку лишь 46 «Ягдпантер».
Все эти самоходки по мере их выпуска направляли 654-ый тяжёлый батальон истребителей танков (Schwere Panzerjäger Abteilung 654 или сокращёно – s.Pz.Jg.Abt. 654), который прежде был укомплектован тяжёлыми САУ «Фердинанд» («Элефант»). По штатному расписанию данный батальон состоял из трёх линейных рот – по 14 «Ягдпантер» в каждой. Ещё три САУ составляли штабную группу (штаб) батальона. Таким образом, списочный состав s.Pz.Jg.Abt. 654 подразумевал наличие 45 «Ягдпантер» и солидного автопарка подразделений материально-технического обеспечения.
Согласно штанному расписанию, утвержденному ещё весной 1943 года, каждому тяжёлому батальону истребителей танков помимо САУ полагались 7 бронетранспортёров (6 зенитных Sd.Kfz. 7/1 и один санитарный Sd.Kfz. 251/8), 15 полугусеничных 18-тонных тягачей Sd.Kfz. 9, а также 60 грузовых и 50 легковых автомобилей различных модификаций, 60 мотоциклов, два 15-тонных крана и другая техника. Забегая вперёд, следует подчеркнуть, что на практике немецкому командованию ни в кампанию второй половины 1944-го года, ни в операциях 1945-го года никогда не удавалось полностью укомплектовать ни один тяжёлый батальон истребителей танков.
Первые семь «Ягдпантер» поступили в 654-ый тяжёлый батальон истребителей танков в конце апреля 1944 года. Все эти САУ вошли в состав 2-ой роты. 6 июня – в самый разгар процесса обучения экипажей и освоения ими новых самоходок произошла высадка союзников на побережье Нормандии. В связи с угрожающей ситуацией, сложившейся в зоне англо-американской высадки, 15 июня недоукомплектованная 2-ая рота s.Pz.Jg.Abt. 654 в составе всего 8 «Ягдпантер» была отправлена на Западный фронт.
Спустя месяц – 16-17 июля в зону боевых действий были направлены также 1-ая и 2-ая роты, имевшие 17 «Ягдпантер» и три средних танка «Пантера» Pz.Kpfw. V, которые использовались как командирские машины. На 28 июля s.Pz.Jg.Abt. 654 насчитывал 25 «Ягдпантер», 4 из которых нуждались в ремонте. К моменту своего дебюта на полях сражений 654-ый батальон был подчинён 47-му танковому корпусу (генерал танковых войск Х. фон Функ).
Боевое крещение «Ягдпантер» состоялось 30 июля близ городка Ле Лёж. Дебют самоходок оказался более чем удачным. Генерал фон Функ в своём докладе отмечал, что за первый день боев s.Pz.Jg.Abt. 654 записал на свой счёт 25 уничтоженных танков союзников. Самым ярким эпизодом этого дня стал скоротечный поединок трёх «Ягдпантер» с авангардом 6-ой английской танковой бригады. Всего за несколько минут «Ягдпантеры» подбили и уничтожили 11 тяжёлых британских танков «Черчилль»! правда ответным массированным огнём британские танки вывели из строя дне немецкие самоходки, разбив им основательно ходовую часть. Также была подбита командирская «Пантера» Pz.Kpfw. V.
В последующие дни самоходки s.Pz.Jg.Abt. 654 действовали столь же эффективно в оборонительных боях. Однако убыль в материально-технической части вскоре дала о себе знать. В какой-то момент, несмотря на периодическую поставку новых «Ягдпантер», в батальоне имелось всего 8 исправных самоходок и две командирские «Пантеры» Pz.Kpfw. V. Все прочие САУ находились в ремонте. 10 августа британские артиллеристы выстрелом из 6-фунтовой пушки обездвижили «Ягдпантеру» с бортовым номером 314 из состава 3-ей роты. Эта самоходка в дальнейшем была эвакуирована в Англию, где подверглась всесторонним испытаниям.
Всего за месяц боёв 654-ый тяжёлый батальон истребителей танков безвозвратно потерял 17 «Ягдпантер». Большая часть этих потерь пришлась на период сражений в «Фалезском котле» (12-21 августа). Оставшиеся в строю тяжёлые самоходки требовали ремонта, а потому 9 сентября s.Pz.Jg.Abt. 654 был выведен из зоны боевых действий и направлен в баварский городок Графенвёр.
В то время, когда s.Pz.Jg.Abt. 654 грузился на платформы, ожидая скорой отправки в тыл, 6 сентября на полях сражений Западного фронта дебютировал 559-ый тяжёлый батальон истребителей танков. В его составе имелось 28 «Ягдпантер» и 28 штурмовых орудий StuН 42. В ходе тяжёлых оборонительных боёв 559-ый батальон, сражавшийся на территории Голландии в составе группы армий «Б», понёс чрезмерные невосполнимые потери. Так, по состоянию на 1 ноября s.Pz.Jg.Abt. 559 сохранил лишь 21 САУ – 6 «Ягдпантер» (5 из них находились в ремонте) и 15 StuН 42 (из них лишь 3 считались исправными).
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
Полностью статью «Боевой путь САУ Jagdpanther» можно прочесть ЗДЕСЬ: