Найти тему

«Какие праздники с вашим диагнозом?»: как наш детский сад превратился в детский ад

В пятницу сын вернулся из школы озадаченным.

- Мам, в апреле играем в «Умники и умницы». Меня в школьную команду отправили.

- А почему я не вижу радости?

- Потому что в апреле финал конкурса чтецов и отчетный концерт в студии. А если все в один день? Как успеть?

Действительно очень сложный вопрос. Тем более, что где-то там еще и школьный праздник ко Дню космонавтики, и еще что-то, я уже и забыла…

Почему он не откажется от чего-то? Да потому что 4 года назад, все было иначе.

***

- У нас завтра открытое занятие. Придут гости из других детских садов. Заведующая будет. Вы не могли бы оставить С. дома?

Это мне говорит нянечка, шепотом, стоя в раздевалке и, оглядываясь на группу. В группе воспитатель – не та, которая выгоняет сына с занятий, другая. Но ей тоже не хочется вести показательный урок, отвлекаясь на гиперактивного ребенка. Сама не просит, ей неудобно. Отправила парламентера.

- Ну вы же понимаете, - добавляет нянечка.

Я понимаю. Уже не первый раз, и не первый год. Мне давно дали понять: таким как сын – неудобным, мешающим, гиперактивным – участие в массовых мероприятиях закрыто до тех пор, пока они не научатся «адекватно себя вести». Вопрос, как ребенок может этому научиться, если не будет участвовать, почему-то обходят стороной. Чертов замкнутый круг.

***

Еще годом ранее. Самый первый Новый год в садике. С действительно понимающей воспитательницей. Вместе решаем: в концерте не участвует, не успеваем подготовиться. Но сидит в зале у меня на коленях, выходит в хороводы, к елке к Деду Морозу. Понимает, что это «как в театре», который он очень любит. Поэтому все проходит хорошо.

На 8 марта договариваемся попробовать первый концерт. Вроде бы уже привык и к залу, не носится по нему кругами, и к педагогам….

Не просчитали, что его «переклинит», когда он увидит толпу незнакомых людей. Остапа понесло.

- Ух, сколько вас здесь! – звонкий голос на всю тишину зала.

И дальше по полной программе. Пока выводила из зала, успокаивала, еще раз все объясняла, его очередь читать стихотворение прошла. Ждать никто не стал (ну вы же понимаете, концерт идет). Не дай бог никому видеть такие детские слезы.

- Ничего, на следующий праздник снова попробуем, - бодрилась воспитатель.

Но 9 мая пришлось пропустить (придут ветераны, там нужно идеальное спокойствие, вы же понимаете).

А потом нас перевели в другую группу.

Сын очень хотел быть как все. Но ему каждый раз демонстрировали - ты другой
Сын очень хотел быть как все. Но ему каждый раз демонстрировали - ты другой

***

Фраза «Вы же понимаете» преследовала меня весь год. Если до этого, педагоги хотя бы пробовали, сейчас на сына просто махнули рукой.

Праздник осени, Новый год, День космонавтики… у меня было впечатление, что они только празднуют. И все сложнее было объяснять ребенку, почему он снова пропускает мероприятие.

Перед 8 марта обрадовался: кто-то из мальчиков заболел, он репетировал сценку. Он знает ее наизусть, он будет выступать – ура! Да если бы. Им просто нужно было поставить кого-то на репетиции на замену.

- Он, конечно, хорошо читает стихи, - воспитатель даже не делала вид, что раздумывает. – Но как мы его будем ловить перед всем залом? Мамы, бабушки. Нет, давайте не в этот раз. Да и вообще…

«Какие праздники с вашим диагнозом», - раз за разом подразумевалась эта фраза.

Вот и как снова об этом сказать? Прямо в детские глаза, наполняющиеся слезами.

Потом еще была какая-то игра наподобие «Что? Где? Когда?» между садами района. Ребята готовились в группе, отвечали на вопросы.

- Энциклопедические знания у вашего сына, - вздохнула воспитатель (которая подобрее). – Очень обидно, что он такой… Не можем его с собой взять.

Да, на экскурсии его тоже, конечно, не брали. Это и не обсуждалось.

***

В логопедическом саду, куда мы перешли на последний год перед школой, праздников было минимум. Учеба, учеба и еще раз учеба. Но без Нового года никуда. Сын приходил из сада и радостно рассказывал, что они ставят танец, и еще один, и еще дадут стихи. А я все ждала, когда «начнется». Иллюзий уже не питала.

- С вами хотела поговорить музыкальный руководитель, - встретила меня примерно за неделю до праздника воспитатель.

Сердце ушло в пятки. Я заранее знала, о чем будет разговор.

- С. замечательный мальчик, талантливый. Но очень… активный, - подбирала слова педагог по музыке.

Ну, давайте уже, не тяните. Говорите, про родителей, которые не должны ждать, и прочее. Я заранее «все понимаю».

- Я вас позвала, чтобы решить: как нам вместе действовать, чтобы праздник прошел хорошо. Может быть, вы придете пораньше, чтобы занять крайнее место в первом ряду. И мы с этой же стороны посадим С. Если вы увидите, что он нервничает, тихонько успокоите.

Я была готова расцеловать эту женщину. Только за то, что она поверила в моего сына. Я иногда пересматриваю видео с того самого первого концерта. Да, стоит в последней линии. Да, сбивается в движениях. Да, рядом с ним всегда воспитатель - на всякий случай. Но он танцует! Вместе со всеми. Не выбегая из строя, не срывая праздник. Если и существует на свете новогоднее чудо, то это оно.

***

- В понедельник идем на экскурсию в библиотеку, - предупредила воспитатель.

- Нам остаться дома?

- Что за глупости, - она подняла брови. – 20 рублей принесите. И бахилы.

- Может с вами пойти? Присмотреть?

Брови воспитательницы поползли на макушку.

Они не понимали моих вопросов, моих реакций. А я не могла им объяснить, что в другом детском саду, буквально на соседней улице, совсем другой мир, где детям с особенностями развития не находится места в общей жизни.

***

На выпускном вечере не было номера, где бы сын не участвовал. Он по-настоящему кайфовал от всего, что делал. Он так «изголодался» по эмоциям, что в этот момент «заболел» аплодисментами раз и навсегда.

- У него настоящий актерский талант, развивайте его, напутствовала меня музыкальный руководитель. – Его эмоциональность мешает ему в жизни, но идеально раскрывается на сцене.

Так и поступили.

Сейчас в школе, нам приходится решать другую проблему: он хочет быть всегда и везде первым, участвовать во всем, везде побеждать. Психологи говорят, это последствия того детсадовского года, когда сыну (при моем молчаливом непротивлении) поломали психику.

- Мам, сегодня на репетиции один мальчик себя вел просто ужасно и его хотели выгнать. И знаешь, что?

- Что?

- Это был не я!!!

Вот такие радости.