Найти в Дзене

Крутой мотоцикл от производителя консервов!

В названии немецкой марки «Хорекс» не случайно звучит благородная частица Rex – по-латыни «Царь». Вот только царь оказался консервным… Но обо всём по порядку.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

По завершении Первой мировой войны немецкие изготовители авиатехники оказались у разбитого корыта – Германии было запрещено развивать авиацию. Зато, как всегда бывает в годы разрухи, прибыли производителей продовольствия росли как на дрожжах. В условиях галопирующей инфляции бесполезно нести деньги в банк – и Фридрих Клееман, финансовый директор и совладелец процветавшей Rex Konservenglas Gesellschaft («Компания консервов в стеклянных банках «Рекс»), в 1920 году приобрёл контрольный пакет акций двигателестроительной фирмы Columbus Motorenbau AG, делавшей во время Первой мировой войны авиамоторы. Под новым управлением компания занялась более прозаичным производством – выпускала моторчики Gnom для велосипедов.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Сыновья часто бывают амбициозней отцов – не стал исключением и Фриц Клееман, сын Фридриха. Разве компания, делавшая авиамоторы, не может изготовить полноценный мотоциклетный двигатель? И в 1923 году появился первый мотоцикл Horex, с 250-кубовым верхнеклапанным мотором. Его название Фриц составил из двух слогов: «Хо» – от города Бад Хомбург, в котором располагался завод новой фирмы, и «Рекс» – от марки консервов. Продажи пошли так успешно, что в 1925 году две компании слились, хотя мотоциклы и после этого продавались под маркой Horex, а двигатели (которые применяли и другие немецкие мотоциклетные компании) – под маркой Columbus.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Интересно, что продукция нового конгломерата была отмечена явным английским влиянием: одноцилиндровые четырёхтактные моторы с вертикальным расположением цилиндра, расположенные в отдельном блоке коробки передач. Эта линия была усилена, когда во второй половине 20-х годов компания приобрела лицензию на производство английских двигателей Sturmey-Archer. Продолжил её и талантливый конструктор Герман Рееб, с 1929 года возглавивший проектный отдел.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Но вскоре Рееб решил замахнуться на большее – разработать мотоцикл большого рабочего объёма. Причём он выбрал совершенно непривычную для того времени компоновку: два параллельных цилиндра. Эта формула не была чем-то совершенно неизвестным (большой успех в начале 20-х годов имели построенные по этой схеме гоночные мотоциклы Peugeot), но для дорожных мотоциклов практически не применялась. Конструкторов смущала большая габаритная ширина такого двигателя, его неуравновешенность, а главное – плохое охлаждение тесно стоящих цилиндров. Лишь во второй половине 30-х годов параллельную двойку ввёл в широкий обиход создатель легендарного Triumph Speed Twin Эдвард Тёрнер – но Рееб опередил его почти на пять лет.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Разработку двухцилиндрового двигателя Герман Рееб начал по собственной инициативе в 1931 году, и лишь к Рождеству 1932 года показал новую машину своему боссу – Фрицу Клееману. Тот поначалу отнёсся к этому проекту скептически: экономический кризис, эхо Великой депрессии, не обещал радужных перспектив для дорогих мотоциклов. Но весной 1933 года рынок неожиданно оживился, и Клееман дал добро на запуск новинки в серийное производство.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Супер-Horex вышел на рынок в двух вариантах: 600-кубовый 24-сильный S6 и 800-кубовый 30-сильный S8. Их моторы имели одинаковый ход поршня – 90 мм, различаясь диаметром цилиндра: 65 мм для 600-кубовой модификации и 75 мм для 800-кубовой. В остальном конструкция двух вариантов была идентична. На картере из лёгкого сплава Рееб вертикально разместил два чугунных цилиндра, с большим зазором между ними для лучшего охлаждения. Сами цилиндры и их головки (также из чугуна) крепились к картеру длинными шпильками (четыре на каждый цилиндр).

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Коленвал был составной конструкции, с тремя коренными подшипниками, средний был установлен в специальной алюминиевой пластине. Обе шатунные шейки находились на одной оси (чередование вспышек через 360º). Привод верхнего распредвала – цепью, проходившей в алюминиевом кожухе, причём для лучшего охлаждения Рееб вновь оставил большой зазор между этим кожухом и цилиндром. Большим новшеством для того времени был полностью закрытый распределительный механизм: обычно на верхнеклапанных моторах той поры он был открытым, собирая пыль и орошая маслом ноги водителя.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Как и на других своих моторах, Герман использовал систему смазки сухого типа, но при этом встроил маслобак ёмкостью 2,25 л в картер двигателя. Опасения, что при этом возникнет перегрев масла, оказались напрасны: испытания, проведённые журналом «Das Motorrad», показали, что его температура не поднимается выше 60º. Питание мотора – от двух карбюраторов Amal.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

С правой стороны коленвала шёл привод на две цепи: одна приводила верхний распредвал, вторая – магдино и масляный насос. С левой стороны двухрядная цепь передавала крутящий момент на расположенную в отдельном блоке четырёхступенчатую коробку передач производства мюнхенской фирмы Hurth.

Для лидера модельной гаммы была разработана новая усиленная рама. В общем же ходовая часть была типична для тех времён: передняя параллелограммная вилка, жёсткая задняя подвеска, барабанные тормоза на спицованных колёсах.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Horex S6 стоил 1480 рейхсмарок, S8 – 1570 рейхсмарок. При этом дебютировавший одновременно с ними четырёхцилиндровый Zundapp K800 стоил 1550 рейхсмарок. Как и опасался Фриц Клееман, высокая цена привела к очень ограниченному спросу. Производство двухцилиндровых Horex продолжалось всего два года, за это время удалось продать 82 «шестисотки» и 96 «восьмисоток». При этом пришлось на ходу решать проявившиеся детские болезни. На мотоциклах финальной серии диаметр шпилек, крепивших цилиндры к картеру, был увеличен с 8 до 10 мм, усовершенствована система смазки, для лучшего охлаждения изменено оребрение.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Компания Horex-Columbus предлагала свои двигатели всем желающим, нашёлся покупатель и для двухцилиндровой версии. Её применяла небольшая немецкая компания Tornax на своей модели Tornado.
Заслуживает упоминания разработанная на основе двухцилиндрового двигателя гоночная версия. Чтобы приблизиться к разрешённому для гонок мотоциклов с коляской литровому лимиту, диаметр цилиндра был увеличен до 80 мм, а ход поршня – до 99 мм, что обеспечило рабочий объём 995 см³. Цилиндры были изготовлены из алюминиевого сплава, головки – из бронзового. А вот пластина, поддерживающая центральный коренной подшипник, для увеличения жёсткости была сделана не из алюминия, а из стали. Такой двигатель развивал 58 л.с. при 7800 об/мин. Велись также работы по оснащению мотора компрессором. На этом аппарате гонщики Браун и Бадшинг стали чемпионами Германии в гонках мотоциклов с коляской в 1935 году.

Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Horex S8 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Двухцилиндровый Horex значительно опередил своё время и фактически стал первым серийным дорожным мотоциклом с рядной четырёхтактной «двойкой» – только благодаря мощному пиару большинство отводит эту роль британскому Triumph Speed Twin, дебютировавшему лишь в 1937 году. А Герман Рееб уже в 50-е годы разработал более совершенный вариант своей рядной «двойки» – Horex Imperator – который позднее взяли за образец японские концерны.


Интересное в "МотоМире"

Единственный 4-цилиндровый мотоцикл армии Вермахта!

Скийоринг или новые грани мотобезумия!

[ВИДЕО] "Индиан" 340 В — известная марка, но в России почти не встретишь!

Дорогие друзья, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей!