Найти тему
Голос Некита

Дилемма выжившего и дарвинизм. Магия сеттинга Risk of Rain

На конференции Gearbox во время PAX East 2020 произошел хоть и вялый, но долгожданный анонс следующего большого обновления для Risk of Rain 2 - “Artifacts Update”. Тизер обновления, в отличие от всех предыдущих, был достаточно скуп на детали. Помимо возвращения системы артефактов из первой части, обновление также вернет и старую локацию - “Небесные луга”.

Тот самый тизер
Тот самый тизер

Вглядываясь в это изображение, я стал одержим желанием снова поиграть в Risk of Rain, хотя сразу и не понял, почему. Вернувшись на “Небесные луга”, я сразу все вспомнил - это то самое место, где я впервые познакомился с завораживающим миром игры.

Risk of Rain, на первый взгляд, может затянуть чем угодно: музыкой, атмосферой, геймплеем, но точно не историей. В конце концов, какая история может быть в игре, где безликий космонавт усердно устраивает геноцид всего, что движется или умирает под натиском орд монстров, а потом начинает сначала? Risk of Rain даже не заставляет игрока понимать, что происходит вокруг него - выживай, стреляй, и если тебе вдруг приспичит, можешь почитать пару записей, которые собрал во время прохождения, но это необязательно.

"Глубокое погружение в историю"
"Глубокое погружение в историю"

Так считал и я, пока в один из сотен игровых часов из надоедливого существа, бегающего в разные стороны и тыкающего в моего персонажа пальцем, не выпала “Запись о монстре: Ребенок

“Странно” - подумал я... и продолжил массовое истребление местной фауны. Через пару часов из подобного, но в разы большего, существа я получил “Запись о монстре: Родитель

Теперь интерес было не унять. После очередного неминуемого превращения в обед для пришельцев я полез в меню и нашел интересующий меня лог - запись о монстре по имени Родитель:

Смертоносная сила. Они мчатся на меня, наполненные яростью и скорбью. Родители бьют по земле с одной целью - раздавить убийцу своего потомства. Их могучие удары оставляют шармы на дрожащей земле.
Хотя вина пытается сдержать мою руку, я не могу позволить им помешать мне выжить на этой кошмарной планете. Я знаю, что утолить их гнев невозможно, так что я должен их от него избавить
Родитель
Родитель

Довольно грустная история, но как она связана с нашими героями, которые пытаются выжить на планете, на которую приземлились после крушения корабля UES Contact Light в том вступительном ролике, который никто не смотрел?

Получается те самые “Дети” - это и есть “потомство”, за которое мстят “Родители”?

“Эти маленькие существа наполняют меня ужасом. Издалека видно, как они резвятся в камнях - играют с другими призрачными “детьми” - даже не знаю, как еще их назвать. они кажутся такими невинными, пока не замечают меня.
Как только меня обнаруживают, словно срабатывает какой-то дьявольский переключатель, и теперь я их игрушка. Хотя я могу разобраться с мелкими группами, боюсь, это только усугубит мое положение, когда их маленькие поломанные тела будут найдены.”
Ребенок
Ребенок

Если продолжить углубляться в логи, можно заметить, что существа планеты со стороны кажутся рассказчику абсолютно безобидными. Они поют, танцуют, веселятся и в целом относятся дружелюбно к любой форме жизни… Которая не является человеком. Однако вокруг выживших жизнь начинает сходить с ума: поющие и танцующие лемурианы, древние магмовые черви, волшебные создания из земли и камня, буквальные ГОРЫ - как будто вся планета пытается от нас избавиться.

Но почему? Зачем планета посылает за нами свои бесконечно растущие силы? Почему существа начинают неконтролируемо мутировать, лишь бы убить выживших?

Точного ответа на эти и многие другие вопросы нет. Единственное, что можно сделать - попытаться собрать картину из общей информации в игре и записей о монстрах и предметах, которые можно найти на поверхности планеты.

Большую тень на ситуацию отбрасывает финальный босс - “Провидение”. Поначалу кажется, что с этим существом все просто: оно проникло на грузовой корабль UES Contact Light, убило всех людей, кроме 12 выживших, которым Провидение позволило сбежать на поверхность планеты, и уничтожило судно, а груз, который находился на борту, рассыпался по планете. К тому же, многие формулировки в логах как других “монстров”, так и самого Провидения, указывают на то, что существо способно в какой-то мере управлять обитателями планеты. Получается, загадка раскрыта - Провидение напало на корабль, чтобы присвоить все добро и использует свою власть над другими живыми существами, чтобы добить свидетелей, так?

Не совсем, многие подробности истории опровергают эту теорию:

  • Автор логов говорит, что убийство Провидения - это ужасная ошибка.
  • Телепорт, точно такой же, какие есть на поверхности планеты, каким-то образом оказался на борту UES Contact Light.
  • Провидение носит титул “Защитник слабых”, и в случае победы над ним, называет игрового персонажа чудовищем.
  • На борту UES Contact Light помимо посылок находился большой запас оружия.
  • Жители планеты, очевидно, раньше встречались с человечеством, о чем говорит существование "глиняных людей" в некоторых зонах.
  • и др.

Отдельную пачку вопросов вызывает присутствие на планете так называемых "Бесов" - гротескных существ, которые, в отличие от всех других "монстров", агрессивно настроены к местным и, кажется, биологически развили способность к телепортации.

У многих таких деталей нет объяснения, но понятно одно: в этой истории мы не герои и не спасители - мы мясники. По ходу игры выжившие превращаются в чудовищ не только физически - заменяя части себя механизмами, мутируя до неузнаваемости и используя оккультные артефакты - но и в своих головах.

Во время своих злоключений мы убиваем тысячи, если не десятки тысяч, существ, которые жили абсолютно мирно до нашего прибытия.

Нет никакой разницы, кто кого спровоцировал и кто на кого напал, есть только реальность - мы попали на эту планету, и нам здесь не рады. Или мы, или они. Перед выжившими стоит страшная дилемма: пасть от рук монстров, на чьей планете мы оказались по неудачному стечению обстоятельств; или самим превратиться в монстров, стать противником жизни, чтобы дожить до завтра.

Провидение
Провидение

Хотя концовка игры для всех одинаковая, у каждого персонажа есть уникальное текстовое окно. Большинство из них сводится к идее, которую высказывает концовка коммандо:

Он ушел, забрав с собой все, кроме своей человечности”.

История игры позволяет нам самостоятельно закрыть пробелы. Является Земля агресором или невинной жертвой? Каждый может решать сам для себя, но одно остается неизменным, выжившим придется что-то оставить на этой ужасающей планете: кто-то потеряет свою жизнь, а кто-то вернется домой, но взамен отдаст тысячи жизней и собственную душу, а планету и всех недобитых обречет на неминуемую гибель. В этом магия сеттинга Risk of Rain.

Остается вопрос, в каком направлении эту историю поведет вторая часть. Мы знаем, что действие происходит на той же планете, что и в первой игре. Мы также знаем, что Провидение мертво. В остальном, роль новой группы выживших в этом всем пока не ясна.

Мой вам совет, читайте логи, в них есть очевидно бесполезная информация, а некоторые из них это просто мемы, но пропуская их вы упускаете отлично написанные, пусть и маленькие и незначительные, истории, которые помогают лучше познать этот крайне странный мир.