Считается, что алкоголикам становятся исключительно он тяжелой жизни. Мол они такие бедные-несчастные, пьют исключительно с горя. Это не совсем так. Путь в любую зависимость, в том числе и от алкоголя – это всегда дезинтеграция (распад) личности. Проще говоря, это ситуация, когда ты в собственной голове абсолютно ничего не стоишь, совершенно ничего не значишь и надежды это изменить с каждым днем становится все меньше и меньше. То есть человек абсолютно теряет контроль над своим поведением. Им правит его бессознательное, страсти раковые, чувства и эмоции, малодушие, тактическая выгода, что угодно, но только не то, что мы гордо называем словом «Я». Считается, что именно из-за алкоголя в психике начинает побеждать зависимая часть. Я не собираюсь оспаривать, что зависимость и как следствие тяга, действительно формируются в головном мозге пациента на высоте систематического употребления и начинают активно вмешиваться в его повседневное поведение. Но все же, важно не перепутать причину и следствие, сначала человек перестает управлять своим поведением, а уже потом он развращает свою психику до такой степени, что та отвыкает от малейшего напряжения и неудовольствия, что приводит к злоупотреблению алкоголем, который начинает активно использоваться в качестве антидепрессанта и обезболивающего. В результате, малейшая психотравма становится для изнеженной прокрастинацией психики пациента настоящим испытанием, которое можно преодолеть только при помощи активного употребления алкоголя. Нужно понимать, что химически спирт очень специфически действует на наш мозг, по сути дела, это стимулирующий транквилизатор. То есть на высоте интоксикации человек способен развивать кипучую деятельность, но в конечном итоге алкоголь тормозит, транквилизирует и замораживает нашу нервную систему...
Как следствие, человек расслабляется на столько, что постепенно спускает в унитаз все сферы своей жизни по алфавиту. Таким образом формируется патологический круг. Чем изнеженней психика становится, тем сильнее у нее потребность в алкоголизации, как в патологической защите. Чем больше пациент выпивает, тем больше он «забивает» на собственную жизнь и тем быстрее она превращается в руины. Чем более его жизнь напоминает бразильские фавелы, тем сильнее человек отчаивается. Чем сильнее он отчаивается, тем активнее прокрастинирует и тем изнеженнее становится его психика – круг замкнулся.
Единственное, что может удержать человека от падения в такой ситуации, это другой человек. Суть любой зависимости крайне проста. Зависимый постепенно подменяет субъект-субъектные отношения (отношения человек-человек), отношениями субъект-объектными (человек - водочка-матушка). Если синдром зависимости уже сформировался, то очень часто, спасать становится уже некого. Спасательная операция должна проводится на самых ранних этапах системного употребления. Причем спасать нужно вовсе не любовью и заботой, благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда. Своей драгоценной любовью, которая на самом деле никакая не любовь, а банальная созависимость, вы не только себя убиваете, вы еще и человека подталкиваете в употребление. Потому что для того, чтобы употреблять нужны:
А) минимальные деньги, для покупки ПАВ,
Б) крыша над головой и
В) еда.
Именно это вы и предоставляете «спасая любимого», тем самым, создавая идеальные условия для употребления. Еще и докторов для «откапок» вызываете, чтобы «солнышко незакатное» не сильно мучился после запоя. Тебя кормят, поят, сексом с тобой занимаются, не жизнь, а малина. Голова зависимого очень быстро понимает, что все, что нужно для того, чтобы эти райские условия никогда не заканчивались – это заткнуть минут на 5 уши, пока припадочная в очередной раз орет и регулярно пускать пару крупных крокодиловых слез в 189-й раз обещая, что «больше ни за что и никогда!».
Спасать, дорогие друзья, нужно совсем иначе, поставив пациента перед нехитрым выбором: либо я, либо водка. Если личность еще более-менее сохранна, то человек с пагубным употреблением выберет вас, ну а если уже распалась, как карточный домик, то разумеется победит водка, либо, любое другое ПАВ. Перед выбором человек ставится старым дедовским способом, который называется «расставание». Понимаю, что созависмые всего мира сейчас плюнут в меня ядом, но из песни слов не выкинешь. Для того, чтобы пагубное употребление не переросло в синдром зависимости человека бросить просто необходимо. Вернуться же вы сможете только после того, как пациент начнет проходить наркологическую реабилитацию и продержится в «чистоте» не менее 6-12месяцев. Напомню, что по приказу минздрва пациент снимается с учета только после трех лет «чистоты», делайте выводы, как говориться.
Теперь, что касается того, как понять, что рядом с вами алкоголик, а не просто весельчак и балагур. Синдром зависимости от алкоголя предполагает:
1. Утерю количественного контроля. Проще говоря, человек планирует выпить пару пинт пива, а в результате плюсом выпивает еще пол-литра виски.
2. Утерю ситуационного контроля. В состоянии алкогольного опьянения человек ведет себя так, что потом приходится извиняться или краснеть за него.
3. Абстинентный синдром. По русский это называется похмелье. Недавно у меня был один пациент, который чуть дар речи не потерял от удивления, узнав, что оказывается можно пить, не испытывая на следующее утро похмелья.
4. Амнестические формы алкогольного опьянения, проще говоря провалы в памяти.
5. И конечно же то, что в народе называется «опохмел». Если пациент не может «реанимироваться» не «подлечившись» с утра, то это уже точно синдром зависимости. Есть чудесная поговорка: «не за то отец сына бил, что пил, а за то, что похмелялся».
6. Рост толерантности. Для того, чтобы достигнуть состояния алкогольного опьянения пациенту становится нужно больше алкоголя, чем раньше.
7. Манифестируемое желание и/или неудавшиеся попытки прекратить или сократить приём алкоголя в обозримом прошлом.
8. Употребление, не смотря на физические и/или психические проблемы
9. Употребление, не смотря на социальные и/или межличностные проблемы
Если же вы сами для себя пытаетесь понять, есть у вас синдром зависимости или нет, то вам идеально подойдет этот мини-опросник «CAGE». Три «да» предполагают, что вам нужно как можно скорее обратиться за помощью к специалисту, четыре «нет», означают, что: либо А) вам нужно поскорее обратиться за помощью к специалисту, плюс вы пошлый лжец, либо Б) вы – сущий ангел и трезвенник!
1. Возникало ли у Вас ощущение, что следует сократить употребление спиртных напитков?
2. Вызывало ли у Вас раздражения, если кто-то из окружающих говорил о необходимости сократить употребление спиртного?
3. Испытывали ли Вы чувство вины, связанное с употреблением спиртного?
4. Возникало ли у Вас желание принять спиртное, как только Вы просыпались после вчерашнего употребления алкоголя?
PS Если у вас есть вопросы по этой или другим темам – пишите в директ, буду на них отвечать во время прямых эфиров (среда и пятница, 13:05 по Москве)!
PPS На картинке Микки Рурк в роли Генри Чинаски (он же писатель Чарльз Буковски). Отличный фильм 1987 года - «Пьянь» (Barfly), рекомендую.
Статья, которая выйдет на следующей неделе.
На прошлой неделе мы говорили про причины формирования зависимости у взрослых. На этой неделе предлагаю обсудить причины, которые толкают в зависимость подростков.
Причина №1 – нагрузка в школе. Я помню, что все время рассказываю про учебу без троек, как важнейший способ формирования самодисциплины, но… Школы бывают разные. И интеллектуальный потенциал у людей вообще и у подростков в частности тоже бывает разный. Чтобы не растекаться мыслью по древу, вот 7 основных тезисов на тему формирования самодисциплины через учебу:
1. В жизни успешен тот, кто научился терпеть меньшее неудовольствие, ради большего удовольствия.
2. Этот навык человек осваивает в 12-20 лет.
3. Самый эффективный тренажер для формирования этого навыка – учеба, причем не важно чему.
4. У подростка головной мозг еще не сформировался и часто ему не хватает сил заставить себя осваивать навык самодисциплины.
5. Для того, чтобы ему в этом помочь существуют родители, которые начинают играть роль силы воли на аутсорсинге.
Но, тут, как в анекдоте про Петьку и Чапаева, есть нюанс.
6. Мы рождаемся с разным потенциалом не только в плане роста, но и в плане интеллекта.
7. Соответственно кто-то сможет получать четверки и пятерки в специализированной школе, а кто-то потянет только обычную среднеобразовательную. И вот тут-то и начинаются проблемы.
Родители за счет подростка начинают компенсировать свои амбиции и комплексы засовывая его в спецшколу и взваливая на хрупкие детские плечи «драмкружок, кружок по фото, да еще и петь охота». Они забывают, что кусок должен быть по зубам, а нагрузки сообразны возможностям ребенка. В результате хронических перегрузок ничего кроме предсуицидальной активности мы получить не можем. Напомню, что любая зависимость и алкогольная в том числе является суицидом, растянутым во времени. В лекциях Юнга, которые он читал в тавистокском университете, описан следующий случай. У Карла Густава проходил терапию пациент, которому постоянно снилось, что он опаздывает на поезд. Юнг, этот сон интерпретировал, как желание головы «опоздать в жизнь», с которой психика не справлялась, слишком велики в ней были нагрузки. И вот однажды пациент пришел к доктору попрощаться, сказав, что получил повышение. Мол его переводят в другой город, от таких возможностей не отказываются и так далее и тому подобное. Возражения Юнга о том, что голова, которая с текущими-то нагрузками судя по снам справится не может, от переезда и повышения ответственности на работе вообще не выдержит и сойдет с ума, пациент слушать отказался. А зря… В последствии он начал сильно выпивать из-за чего сначала потерял долгожданную работу, а затем и любимую жену. Мораль сей басни много лет назад любовно опоэтизировал Игорь Федорович Летов: «Кусок не по зубам, не по Сеньке вина. Не по росту потолок, не по карману цена. Не по вкусу пряник, не по чину мундир. Пуля виноватого найдёт»…
Причина №2 – межличностные отношения. Кто не в курсе, о чем идет речь, может перечитать Ромео и Джульетту. Злополучный пубертат нужен человеку не только для усвоения элементарных навыков самодисциплины, но и для того, чтобы переехать из райского сада детско-родительских отношений в жестокий мир отношений между взрослыми и грустными людьми. Основная драма этого изгнания из рая заключается в том, что родители тебя любили безусловно, то есть без условий. С оговорками конечно. Они любили чуть меньше, когда ты разрезал на мелкие кусочки мамино платье или разбивал футбольным мячом окно спальни. Но в общем и целом все равно любили несмотря на все твои очевидные минусы. Однако после 12-ти лет выясняется страшное, теперь для того, чтобы девочки/мальчики на тебя обратили внимание недостаточно нарисовать домик с солнышком. Подлые сверстники отказываются рыдать от умиления глядя на твои каракули в отличии от сердобольной и безусловно любящей бабушки. Ты вступаешь в высоко конкурентную игру за внимание противоположного пола. В чем собственно трагедия Ромео и Джульетты? Они попытались выстроить отношения взрослой пары по детско-родительскому типу. Чем эта попытка закончилось все разумеется помнят… В жизнь приходит первая любовь, которая как выяснится позже нужна не для того, что сделать тебя счастливым, а для того, чтобы научить расставаться с объектом влечения и страсти. Ты ожидаешь райского блаженства, а вместо этого подлый купидон наотмашь бьет тебя пухленькой ручкой прямиком между ног. Разумеется, в воспитательных целях, но в тот момент тебе от этого совершенно не легче. Подросток начинает пить не только и не столько для того, чтобы расслабиться, отнюдь. Его психика просто не в состоянии справится с космическими нагрузками, свалившимися на его неокрепшую голову и вот тогда-то на авансцену и выходит предсуицидальная или даже суицидальная активность, в очередной раз неуклюже спрятавшаяся под маской зависимости.
Причина №3 – пассивная агрессия. И для того, чтобы завоевать девочек/мальчиков и для того, чтобы занять более-менее приличное место в жесткой подростковой иерархии необходима агрессия. Но если есть нормальные проявления агрессии, значит будут и патологические. Если вы откроете Международную Классификацию Болезней, то увидите психиатрические диагнозы про патологические формы отреагирования агрессии подростками во внешнюю среду. Но не найдете (или почти не найдете) психические заболевания подростков, связанные с патологическим отреагированием агрессии вовнутрь, то есть на себя. Там почти ничего не будет сказано о так называемой «пассивной агрессии», а ведь она существует. Подросток с проблемами в социализации все равно кого-то будет «кушать», если не окружающих, то себя. Я неоднократно рассказывал про десятиклассника, который приходил из школы, мыл руки, переодевался, бился головой об стену, а затем шел кушать. Он нашел единственно возможный для себя способ выплескивать злость и отчаяние. На самом деле, эти удары головой – единственное, что отделяло его от более серьезных психических заболеваний, такой казуистический патологический механизм защиты… Но самодеструктивное поведение подростков обычно выливается совсем не в битье головой об стену, отнюдь, как правило оно находит выражение в употребление психоактивных веществ, например, алкоголя, просто потому что его: А) проще достать Б) он более социально приемлем.
По факту, все, что могут сделать родители подростка, который начал употреблять это:
А) Использовать метод «нулевой толерантности». Повторно рассказывать про него я не стану, так как буквально 5 постов назад подробно об это написал у себя в инстаграме, в статье про снюсы.
Б) Обратиться к хорошему детскому психотерапевту, который умеет работать с проблемой зависимостей.
Качественного от некачественного специалиста отличить крайне несложно. Если, услышав про метод «нулевой толерантности» он начинает креститься левой пяткой и говорит, что лечить зависимого подростка мы будем исключительно любовью – бегите от него, это опасный человек, я бы ему не доверял!
PS Если у вас есть вопросы по этой или другим темам – пишите в директ, буду на них отвечать во время прямых эфиров (среда и пятница, 13:05 по #АлександрВайнер #психология #психика #зависимость #алкоголизм