РАЗГРОМ – КНИГА
Не такие уж и плохие книжки были в школьном курсе литературы в советское время. Это позже всё заслонило безудержное критиканство. Дескать, попали книги в список не за литературные достоинства, но из идеологических соображений. И давай вычеркивать книжки одну за другой. В том числе и «Разгром» Фадеева. А зря.
Открыл повесть, перечитал, и надо же – получил удовольствие. Молодой (на момент написания немного за двадцать) автор, свежий, еще не попавший под канон взгляд на гражданскую войну, личный опыт (Фадеев сам был в дальневосточных партизанах), простота и невычурность изложения – всё сошлось в «Разгроме».
1919 год, Дальний Восток, конкретнее – Приморье. В таёжном селе стоит партизанский отряд (красный, разумеется). Человек полтораста. Лето, жара, еда от пуза, безделье – бойцы потихоньку распускаются, караульная служба идет через пень-колоду, учениями или еще чем таким себя не утруждают.
На самом деле тут возникает вопрос. Герой повести, человек, воспеваемый автором, есть командир отряда Левинсон. Умный, чуткий, спокойный. Хотя он не так уж и стар, но воспринимается по-стариковски мудрым. Так вот вопрос: что же это Левинсон так распустил свой отряд?
Ответ может крыться в специфике гражданской войны. Да еще в партизанских условиях. Попробуй тут затяни ремень, дисциплинируй эту партизанщину – махом башку снесут. Вот до поры, до времени и дает Левинсон ребятам поваляться на солнышке. Хотя сам держит руку на пульсе, чует что-то недоброе.
Недоброе не заставляет себя ждать. Японцы и белые начинают контрпартизанскую операцию. Обложили район и начали его зачищать от отрядов, похожих на левинсоновский.
Если бы книга выстраивалась по позднему задубевшему канону, можно было бы ожидать невероятных подвигов, ответственной сознательности, «коммунисты вперед» и окончательного торжества нашего дела. Но чем и хорош «Разгром» Фадеева – достоверностью. Отряд Левинсона будут гнать от засады к засаде, будут гибнуть бойцы, теряться обоз, напряжение нарастает до самого конца.
Впрочем, о конце не буду. Вдруг… Нет, не вдруг. Наверняка молодое поколение не читало «Разгрома». Ну а теперь «вдруг»: вдруг кто-нибудь да прочитает? Не буду портить впечатление.
Вполне зрела повесть и в раскрытии персонажей, в выстраивании конфликта. В центре фигуры, углы треугольника: простой боец Морозка (Морозов), его жена Варя да городской интеллигент Мечик.
Морозка с самого начала предстает перед читателем во всей красе. Недисциплинированный шалапут, мелкий мародер, грубый, необразованный человек. Мечик являет его полную противоположность – утонченный мечтатель, романтик, гимназист. Недаром Варю моментально потянуло к нему. Именно этой нежности, чуткости, застенчивости ей не хватает и в жизни вообще и в своем муже в частности.
Но так ли всё просто в этом треугольнике? Так ли просты и однозначны персонажи? Для относительно короткой повести они проделывают внушительную эволюцию в восприятии читателя. Что это как не мастерство писателя (а надо заметить, что Фадеева с перестроечных времен принято обвинять в чем угодно, только не в литературном мастерстве).
РАЗГРОМ – КИНО
Книга удалась. И в литературном плане, и в идейном. Ее включили в школьные учебники, по ней сняли кино. В 1958 году вышел фильм «Юность наших отцов» — экранизация «Разгрома».
Как принято в советских экранизациях, сюжет фильма довольно точно идет по тексту книги. Конечно, кое-что обрезано, кое-что переставлено местами, но в целом никакой отсебятины. Если посмотреть «Юность наших отцов», сложится полное представление о первоисточнике.
Хотя нюансы отловить, наверное, не получится. Не все авторские слова удалось переложить в видеоряд. Скажем, такой персонаж как Метелица в фильме лишь мелькает. Да, в одном из самых ярких и известных эпизодах, но личность его остается за кадром. Он, признаться, и в книге-то выглядит как наспех расширенный изначально эпизодический герой. А в кино совсем пропадает.
Или Левинсон. Оставлю за скобками тот факт, что никак не могу признать в Кутепове, всю жизнь игравшем Якова Свердлова, Левинсона (хотя да, что тот герой, что это – оба из евреев). В целом всё же Левинсон передан твердо, правильно, по-книжному. Но пара сильных эпизодов смазана.
А эпизоды эти – в книге важнейшие для понимания характера Левинсона, тяжести, лежащей на нем, на его душе. Это резкое столкновение с бойцом на рыбалке и отравление Фролова. В первом случае Левинсон из доброго дедушки для всех превращается в твердого командира. Во втором он сам для себя становится чудовищем. И с этакою тяжестью должен жить дальше, должен вести отряд.
Зато треугольник Морозка-Варя-Мечик раскрывается по полной. Может быть, даже ярче, чем в книге. Тут уж мастерство актеров дает себя знать.
Э, да чего там. Классика, он классика и есть. Давайте ее не будем забывать.