Найти тему

Разгром - книга и фильм

Кадр из фильма «Юность наших отцов»
Кадр из фильма «Юность наших отцов»

РАЗГРОМ – КНИГА

Не такие уж и плохие книжки были в школьном курсе литературы в советское время. Это позже всё заслонило безудержное критиканство. Дескать, попали книги в список не за литературные достоинства, но из идеологических соображений. И давай вычеркивать книжки одну за другой. В том числе и «Разгром» Фадеева. А зря.

Открыл повесть, перечитал, и надо же – получил удовольствие. Молодой (на момент написания немного за двадцать) автор, свежий, еще не попавший под канон взгляд на гражданскую войну, личный опыт (Фадеев сам был в дальневосточных партизанах), простота и невычурность изложения – всё сошлось в «Разгроме».

1919 год, Дальний Восток, конкретнее – Приморье. В таёжном селе стоит партизанский отряд (красный, разумеется). Человек полтораста. Лето, жара, еда от пуза, безделье – бойцы потихоньку распускаются, караульная служба идет через пень-колоду, учениями или еще чем таким себя не утруждают.

Мечик и Левинсон. Кадр из фильма «Юность наших отцов»
Мечик и Левинсон. Кадр из фильма «Юность наших отцов»

На самом деле тут возникает вопрос. Герой повести, человек, воспеваемый автором, есть командир отряда Левинсон. Умный, чуткий, спокойный. Хотя он не так уж и стар, но воспринимается по-стариковски мудрым. Так вот вопрос: что же это Левинсон так распустил свой отряд?

Ответ может крыться в специфике гражданской войны. Да еще в партизанских условиях. Попробуй тут затяни ремень, дисциплинируй эту партизанщину – махом башку снесут. Вот до поры, до времени и дает Левинсон ребятам поваляться на солнышке. Хотя сам держит руку на пульсе, чует что-то недоброе.

Недоброе не заставляет себя ждать. Японцы и белые начинают контрпартизанскую операцию. Обложили район и начали его зачищать от отрядов, похожих на левинсоновский.

Если бы книга выстраивалась по позднему задубевшему канону, можно было бы ожидать невероятных подвигов, ответственной сознательности, «коммунисты вперед» и окончательного торжества нашего дела. Но чем и хорош «Разгром» Фадеева – достоверностью. Отряд Левинсона будут гнать от засады к засаде, будут гибнуть бойцы, теряться обоз, напряжение нарастает до самого конца.

Морозка. Кадр из фильма «Юность наших отцов»
Морозка. Кадр из фильма «Юность наших отцов»

Впрочем, о конце не буду. Вдруг… Нет, не вдруг. Наверняка молодое поколение не читало «Разгрома». Ну а теперь «вдруг»: вдруг кто-нибудь да прочитает? Не буду портить впечатление.

Вполне зрела повесть и в раскрытии персонажей, в выстраивании конфликта. В центре фигуры, углы треугольника: простой боец Морозка (Морозов), его жена Варя да городской интеллигент Мечик.

Морозка с самого начала предстает перед читателем во всей красе. Недисциплинированный шалапут, мелкий мародер, грубый, необразованный человек. Мечик являет его полную противоположность – утонченный мечтатель, романтик, гимназист. Недаром Варю моментально потянуло к нему. Именно этой нежности, чуткости, застенчивости ей не хватает и в жизни вообще и в своем муже в частности.

Но так ли всё просто в этом треугольнике? Так ли просты и однозначны персонажи? Для относительно короткой повести они проделывают внушительную эволюцию в восприятии читателя. Что это как не мастерство писателя (а надо заметить, что Фадеева с перестроечных времен принято обвинять в чем угодно, только не в литературном мастерстве).

Мечик и Варя. Кадр из фильма «Юность наших отцов»
Мечик и Варя. Кадр из фильма «Юность наших отцов»

РАЗГРОМ – КИНО

Книга удалась. И в литературном плане, и в идейном. Ее включили в школьные учебники, по ней сняли кино. В 1958 году вышел фильм «Юность наших отцов» — экранизация «Разгрома».

Как принято в советских экранизациях, сюжет фильма довольно точно идет по тексту книги. Конечно, кое-что обрезано, кое-что переставлено местами, но в целом никакой отсебятины. Если посмотреть «Юность наших отцов», сложится полное представление о первоисточнике.

Хотя нюансы отловить, наверное, не получится. Не все авторские слова удалось переложить в видеоряд. Скажем, такой персонаж как Метелица в фильме лишь мелькает. Да, в одном из самых ярких и известных эпизодах, но личность его остается за кадром. Он, признаться, и в книге-то выглядит как наспех расширенный изначально эпизодический герой. А в кино совсем пропадает.

Разгром. Кадр из фильма «Юность наших отцов»
Разгром. Кадр из фильма «Юность наших отцов»

Или Левинсон. Оставлю за скобками тот факт, что никак не могу признать в Кутепове, всю жизнь игравшем Якова Свердлова, Левинсона (хотя да, что тот герой, что это – оба из евреев). В целом всё же Левинсон передан твердо, правильно, по-книжному. Но пара сильных эпизодов смазана.

А эпизоды эти – в книге важнейшие для понимания характера Левинсона, тяжести, лежащей на нем, на его душе. Это резкое столкновение с бойцом на рыбалке и отравление Фролова. В первом случае Левинсон из доброго дедушки для всех превращается в твердого командира. Во втором он сам для себя становится чудовищем. И с этакою тяжестью должен жить дальше, должен вести отряд.

Зато треугольник Морозка-Варя-Мечик раскрывается по полной. Может быть, даже ярче, чем в книге. Тут уж мастерство актеров дает себя знать.

Э, да чего там. Классика, он классика и есть. Давайте ее не будем забывать.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц