К сожалению, множество «историй успеха» про людей, которые «сделали себя сами», нередко на поверку оказываются полным фуфлом. То селф-мейд-мэн оказывается сынком какого-то миллионера или крупного чиновника, то селф-мейд-вумэн – гражданской женой или любовницей некого олигарха. То человек, который построил «честный бизнес», попадает в центр скандала с крупным мошенничеством. Но, как ни странно, люди, которые без блата и кидалова смогли попасть «из грязи в князи», исключительно благодаря своим способностям и усердию, реально существуют. Про одного такого рассказ ниже.
Salvatore Ferragamo — не самый крупный, но все же люксовый итальянский бренд уровня Prada и Versace. История его создания — самая настоящая сказка о селф-мейд и голливудской удаче. Мальчик из бедной многодетной семьи с юга Италии отправился в Голливуд, где стал вручную делать обувь для актеров и актрис. Он заслужил их доверие своим мастерством и индивидуальным подходом: его клиентами стали Дуглас Фэрбанкс, Мэри Пикфорд, Глория Свенсон, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн…
Считается, что после того, как Сальваторе Феррагамо изготовил остроносые лодочки на 11-сантиметровых шпильках для Мерилин Монро, в которых она появилась в фильме «В джазе только девушки», мода на шпильки «пошла в народ». Вернувшись в Италию с капиталом, Сальваторе приобрел в центре Флоренции старинный палаццо Спино-Феррони, который поныне является главной штаб-квартирой бренда. Но все было не так просто…
Сальваторе Феррагамо родился в 1898 году на юге Италии, в деревушке Бонито, неподалеку от Неаполя. В семье было 14 детей, и им пришлось с ранних лет самостоятельно зарабатывать на жизнь. Сальваторе смастерил свою первую пару туфель уже в 9 лет и подарил ее одной из своих сестер на первое причастие. А с 11 лет мальчик трудился в качестве подмастерья в Неаполе. В ту эпоху многие итальянцы эмигрировали в Америку – не стали исключением и члены семьи Феррагамо. В 1914 году Сальваторе уехал подальше от воюющего континента в Бостон, где по протекции одного из своих братьев устроился на крупную обувную фабрику.
Однако он не хотел работать на конвейере, а отправился в Санта-Барбару, небольшой городок по соседству с Голливудом, где открыл лавочку размером 3 на 3 метра, где стал продавать обувь, сделанную своими руками. Безо всякого маркетинга и интернета, только благодаря «сарафанному радио», он захватил мир Голливуда и был настолько завален заказами от кинозвезд, что уже не мог с ними справляться.
Звезды Голливуда по достоинству оценили стремление и умение молодого мастера работать по европейскому принципу индивидуального подхода к каждому клиенту. Туфли и ботинки, созданные под конкретного человека (итал. su misura), принесли Сальваторе славу обувщика звезд (calzolaio delle stelle). Феррагамо окончил вечерний курс анатомии в Лос-Анджелесском университете, чтобы досконально изучить строение ноги. Мастер утверждал, что по ступне можно определить характер человека, а значит, и создать для туфли, максимально полно соответствующие его темпераменту.
В 1928 году Сальваторе вернулся в Италию, где основал новый бизнес во Флоренции. Однако в 1929 году разразилась Великая депрессия, и в 1931 году Феррагамо потерял большую часть бизнеса: клиенты не оплачивали сделанные заказы, возникли проблемы с логистикой и т.д. Но он был настолько убежден в своем проекте, что в 1933 году приобрел для компании одно из старейших во Флоренции зданий – палаццо Spini Feroni. Он купил здание в рассрочку с условием ежемесячной выплаты кредита.
Впоследствии палаццо, в котором и поныне размещается головной офис, флагманский магазин и музей марки, посещали в качестве клиенток многие звезды кино и представительницы королевских дворов Европы. Среди заказчиц маэстро были Полетт Годдар, Софи Лорен, Рита Хэйворт и др. И не спроста: изобретательность обувщика звезд не знала границ. Так, во время Второй мировой войны, когда многие виды сырья использовались лишь для военных нужд, Феррагамо изобрел танкетки из пробки, а также догадался использовать при изготовлении обуви целлофан, дерево, пальмовое волокно и т.п. В общей сложности маэстро получил более 300 патентов на свои изобретения. А за представленные в 1947 году «невидимые» сандалии Сальваторе был удостоен престижной премии Неймана Маркуса.
В 1960 году после смерти Сальваторе его фирма перешла к 38-летней вдове Ванде, матери шестерых детей. Компания на тот момент выпускала 80 пар туфель в день, причем только женских. Ванда и ее дети приняли участие в развитии дела: Фиамма, освоившая профессию дизайнера, в 1961 году представила свою первую коллекцию в Лондоне, Джованна взяла на себя женскую линию pret-a-porter, Фульвия – аксессуары, Ферруччо стал исполнительным директором компании… Под брендом Salvatore Ferragamo стала выпускаться не только обувь, но и женские костюмы и платья, сумки, чемоданы, очки, духи, мужские галстуки и сорочки, очки, платки.
В наши дни марка насчитывает около 60 монобрендовых магазинов в крупных городах Европы, в том числе в Риме, Милане, Венеции, Лондоне, Париже, Брюсселе, Амстердаме, Вене, Праге, Монте-Карло, Афинах и т.д. Однако долгое время главным рынком для флорентийского бренда оставались США. Помимо флагманского бутика на Пятой Авеню в Нью-Йорке, были открыты точки продаж в Сан-Франциско, Беверли-Хиллз, Балтиморе, Чикаго, Сент-Луисе, Майами и др.
С 1980-х-90-х годов основной фокус сместился в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2005 году 27% всей выручки Salvatore Ferragamo (575 млн. евро) пришлось на Японию, где продукция марки представлена в основном в сетевых универмагах «Иватая» и «Даймару». В последние годы страны Азии обеспечивают более половины всех доходов фирмы, причем явным лидером стал Китай. Свое 80-летие в 2008 году компания отпраздновала в Шанхае. Сегодня в бизнесе заняты 2600 сотрудников, а розничная сеть марки включает 550 магазинов практически во всех регионах планеты (около половины магазинов работают по франшизе).
Главными почитателями продукции Salvatore Ferragamo являются китайские потребители, которые совершают покупки не только у себя в стране, но и в США, странах Европы и т.д. Марка располагает монобрендовыми магазинами не только в континентальном Китае, но и в Гонконге и Макао, а также на Тайване. Собственно в КНР компания насчитывает 45 магазинов, лучший бутик всей сети находится в Шанхае. Отдельное место занимают отделы продаж в составе зон Duty Free в международных аэропортах (около 140 точек), где традиционно концентрируется платежеспособная аудитория. Один такой магазин в сеульском аэропорту обеспечивает больший годовой оборот, чем четыре бутика в Мюнхене, Гамбурге, Дюссельдорфе и Франкфурте вместе взятые.
Сотрудничество с кинозвездами также продолжается. В 1996 году для Мадонны в роли Эвиты Перон в фильме Алана Паркера компания создала 14 моделей обуви. Для Дрю Бэрримор были изготовлены хрустальные башмачки, в которых она снималась в фильме «История Золушки». А для Анджелины Джоли была изготовлена обувь, в которой она играла в фильме «Турист».
(В заметке использованы фото из личного архива автора).
Как армяне французов на черную икру «подсадили»
Могила Данте Алигьери в Равенне
Пропаганда по-итальянски, или Кто создал Венецианский кинофестиваль?